С наступлением холодов московские автомобилисты массово меняют летнюю резину на зимнюю, однако далеко не все утилизируют отработавшие свой век покрышки правильно. Зачастую автолюбители просто выбрасывают их в мусорные контейнеры, а некоторые и вовсе оставляют резину в общественных местах или лесах.
А ведь из каждой, даже самой «убитой» покрышки можно создать полезную для города продукцию (и нет, это не самодельный лебедь на клумбе под окном). О том, как перерабатывают автомобильную резину в Москве и где ее используют в новом виде, корреспонденту РИА Недвижимость рассказали специалисты ГУП «Мосводосток» и Дмитровского завода РТИ.
Экополитика
Помимо немалого парка спецтехники, на одной из баз «Мосводостока» можно увидеть довольно необычный для такого места объект: большие, выкрашенные в рыжую краску клетки, похожие на вольеры в зоопарке. Внутри, впрочем, нет ни тигров, ни львов. В таких конструкциях на базе хранятся использованные тщательно подсчитанные и негодные для эксплуатации резиновые покрышки.
«На нашем предприятии образуется большое количество разных отходов. Главный, например, это иловый осадок, который мы вычищаем со дна московских водоемов. Еще есть асфальтобетонный скол от ремонта колодцев, фильтрующая загрузка и, конечно, резиновые покрышки от нашей спецтехники», — объясняет начальник управления по работе с отходами «Мосводостока» Кирилл Алексеев.
По его словам, переработкой покрышек предприятие занимается уже больше трех лет. Основную часть автомобильной резины работники собирают со своих баз, где обслуживается специализированный транспорт. Другими источниками покрышек становятся русла московских рек, водоемов, а также прибрежные зоны, которые водолазы «Мосводостока» обследуют в рамках сезонных работ.
«К сожалению, многие недобросовестные граждане выкидывают покрышки, совершенно не задумываясь о том, что с ними будет дальше. Так как мы работаем с водой, сложно определить какие-то очаговые места, куда выбрасывают больше всего подобного мусора — течением покрышку может принести из любой части города. Особенно много покрышек вылавливаем весной и осенью, когда москвичи меняют резину и думают: “Не буду платить утилизационный сбор, так выброшу”. А потом она оказывается в парках и общественных местах, где ей совсем не место», — сетует Алексеев.
К отправке на переработку покрышки готовят в помещении для шиномонтажа. Здесь их отделяют от металлических дисков, проверяют на наличие повреждений и оценивают перспективы дальнейшей работоспособности. Если автомобильная резина непригодна для использования, ее формируют в партии и затем отправляют на переработку. Такая же участь, кстати, ждет деформированные и заржавевшие колесные диски.
«Существует, конечно, методика наваривания на покрышки дополнительного слоя, но в большинстве случаев это небезопасно. На большой скорости этот самый слой может отлететь и спровоцировать аварийную ситуацию. Переработка покрышек намного выгоднее, например, сырье из них активно используется при добавлении в асфальт, при производстве резиновых покрытий. Это правильно — не закапывать отходы в землю, а давать материалам вторую жизнь», — уверяет Алексеев.
Разделить и покрошить
Каждую неделю работники «Мосводостока» выгружают покрышки из клеток и заполняют ими грузовой автомобиль. С базы предприятия автомобильная резина отправляется за пределы Москвы на Дмитровский завод РТИ, крупнейший в России переработчик шин и бытовой техники. Сюда привозят не только отходы из Москвы, но и из других регионов.
«Мощности у нас большие, а миссия добрая — мы помогаем делать мир чище», — отмечает заместитель директора завода Эдуард Романов. «Собираем и крупногабаритные, и самолетные, и автомобильные покрышки. С нами работают более 10 тысяч юридических и физических лиц, которые поддерживают чистоту и порядок вокруг, включая «Мосводосток».
«Производство работает 24 часа семь дней в неделю, машины с покрышками приезжают к нам круглые сутки. Партия из каждого автомобиля сначала взвешивается, далее заполняются все необходимые бланки и акты, информация вносится в базу данных», — объясняет Романов.
«После выгрузки мы осматриваем покрышки на наличие посторонних предметов: железа, камней, стекла. Потом фронтальный погрузчик грузит покрышки в сухую мойку для очистки», — рассказывает эксперт о тонкостях процесса.
После мойки покрышки поступают на станок для резки, где шины разделяют на несколько более мелких частей. В крытом помещении завода, где гул оборудования отдается сильным эхом, специалисты работают в наушниках, строго соблюдая технику безопасности. Как только покрышка разрезана на небольшие части, от нее отделяют металлический корд.
«Свою продукцию мы отгружаем согласно заказам. Крошка часто применяется для создания бесшовных покрытий на спортивных и детских площадках. Конечно, мы пропагандируем экологичный образ жизни. А кто, если не мы?» — улыбается замдиректора завода.
В последнее время люди понимают важность борьбы за экологию, порядок и чистоту. «Хотелось бы, чтобы больше организаций следовали примеру “Мосводостока” и собирали покрышки, если есть такая возможность. Так мы сделаем мир лучше», — заключает Романов.