На территории бывшего завода имени Лихачева (сотрудников на ЗИЛе было больше 80 тысяч!) теперь ландшафтный парк, созданный по проекту голландско-американского дизайнера, искусственное озеро с «эффектом голубой лагуны», спортивный кластер, жилой комплекс «арт-класса». Среди всего этого современного великолепия, расположенного неподалеку от Кремля, нелегко найти старый советский цех.
Что ждет последний уцелевший цех легендарного автозавода? Зиловский сборочный цех 6, тот самый, который в советские годы выпускал «членовозы», роскошные лимузины для первых лиц государства, доживает свои последние дни. Хотя для многих вообще новость, что он, оказывается, не прекращал работу.
![](https://resizer.mail.ru/p/abc1860b-0b0f-5b3e-a27d-1bd8f29e1d40/AQAB0cH5Y297zY0PdwqRAHVoCUvpaaaIHpomwnCrJqd4GD0Mxh-4SwcGIa-wuS8nxzBeKdpktc2aUDLBnCdnck1PVPk.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/84b89116-4468-5473-8f4f-68160890cf0a/AQABoMBylKn0qJRBRpYk0iJzYFxG5xfHXbnflVvDjkAzpK7S-xDPhkqmyOzQQNUyFNAhgl2DClbPpEc_AQo-DCDr29c.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f6a95298-b55c-5f3d-bbd6-c4e7bc8d5fda/AQABe2h2b446a4gW_mktciALFMNPR0vNESdrMu05ZtHAheFjlCHWhq1KQLBXHRFAlTxQgGY3jg5YXQ9kjswwTfH0ppQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c7c9abcb-af11-54ce-8ca1-5471c5f2564e/AQABbAzSvUKoaGFj6r7pEsaiGRqSlNnpp_xrVsSaHucA-DBCjKSHkwIDJYKSwnS3U2Sgu0V1McY-98srtE2Y8HQUHxA.jpg)
Во времена СССР здесь выпускали роскошные лимузины, которые участвовали в парадах Победы, возили генсеков и встречали высоких иностранных гостей, прибывавших в столицу нашей Родины. Производством этих автомобилей тут занимаются до сих пор.
![](https://resizer.mail.ru/p/f891ec23-15aa-574c-ad72-c488f1172d06/AQABU7Ai56P3LhWUP1nGy38ZLKfxvlbQaFDe_dH0yu-VqGGCW_Nr6nIBAbdaJbHWxg5qxBDh3E7cTPcUtxt19k5Zi4A.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/0b45884c-1166-5e49-9ead-b2f83a742cec/AQABiLuiME3b2s9eg8V5gLDaqoReikJXOh9_rB7C8XtgTlDKApyr7kbslS-k0B9mbONEE_zjKsK92xp6y-mhR6XTEHs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/760ea999-6e09-5905-b071-46dc8a31fa1a/AQABeq0BX964D_SMDNv5vN_iw-URIhAH-XMkN6K3goHk7H54uHvFRHkLnxnwuIUEO9oSx0Ps6uGwXKQbyqptXmcTQk0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c1a469aa-ff22-56ac-ac5f-740a511beb44/AQABw0oJrkx4AVgeosVio7hiGhO9QAaJneZkmHP2o2g_6jinFSd0GmA5iX7a4aZNjcS8YrMSD8YJwXcOiyzrio3Kb_s.jpg)
От разрушения, которому подвергся остальной завод, чуть-чуть не дотянувший до 100-летия, МСЦ-6 в 2014 году спасла группа граждан, именующих себя «энтузиастами российской автомобильной истории». Эти люди выкупили убыточное производство, спасли полсотни уникальных специалистов от увольнения, а оборудование — от сдачи на металлолом. Пять лет частная компания «Механосброчный цех No 6» выпускала лимузины и кабриолеты ЗИЛ из существовавшего задела, а также занималась реконструкцией и обслуживанием этих машин по заказу владельцев: у коллекционеров сейчас находится несколько сотен правительственных авто.
Но через пару месяцев и это здание снесут — оно так и осталось собственностью завода. На его месте появится какой-нибудь очередной восхитительный дом, вроде соседнего, что «выполнен по такой же технологии, как и Mulberry House на Манхэттене», или модное кафе, или офисный центр, по ступенькам которого будут легко взбегать молодые люди в блестящих туфлях и узких брюках.
![](https://resizer.mail.ru/p/ad869633-b241-5324-9690-71fab274c5ed/AQABQcDwpOn1NaFjxFLDyIaxS8raZfKSO-FBfmODEOwkBuavKEoJdB6G0iiPqUEslqNmG-dWX2nsHTu2jW-sdAtIyWQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a6ff4bf9-3926-537c-9fba-701478014f27/AQABPAMTj9tNJ7_SJuACIvPtH_oQkovMVdH0rNbuJQ5UQQ50IpLCn5p_yQBUtt8unjxhaUxvam2wbjZdLZyKjP2q2fw.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/3bcda297-f05c-5717-8d49-c15b7c838b3b/AQABuCbG9GEdUHwpsa5WuyJ8qWB6DqoyezFRPwQiABNpiGkR_NCTqVpuIn_hOHtQ00SVi2_Qk7ijCQEmHoK5L_zfxo8.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f56ec1cc-8bc3-583c-b615-be99275826bd/AQABDEokOxRVP28x0zptOrQyeSy6x3-OHgOquMUDHU_p5bqQlWs6nFfeoTdcx27LTvPj4pmWF8OFeTuXisqWqvBCJSw.jpg)
Работяги с ладонями, на которых все линии жизни — навсегда черные, потому что детали для своих машин они из года в год изготавливают вручную и «подгоняют по месту», исчезнут отсюда, будто их и не было. Часть станков перевезут в будущий музей, часть, возможно, отправят на новые площадки. Что будет с производством, неизвестно. Но пока — пока! — легендарный цех еще работает. Выпускает автошедевры несуществующей страны.
Фото и текст: Константин Кокошкин