Сейчас в России поэтапно вводится новая система маркировки товаров, внедренная по решению правительства. Планируется, что к 2024 году, когда она заработает в полной мере, ею будут охвачены широкие группы товаров. До автомобильных же шин уже почти добрались.
Что будут маркировать и когда?
На первом этапе внедрения системы маркировки речь идет о 13 группах товаров. Кроме шин, маркировка появится на верхней одежде, обуви, лекарствах, молочной продукции, парфюмерии, постельном белье, фототехнике. Со временем перечень маркируемых товаров будет расширяться — пока система, что называется, «проходит обкатку».
Проект постановления правительства, разработанный Минпромторгом и регламентирующий порядок ввода обязательной маркировки для шин, проходит стадию общественного обсуждения.
При этом с 1 декабря 2019 года в системе маркировки должны будут регистрироваться производители и импортеры шин — причем не только автомобильных. Официальное наименование этой группы товаров, согласно распоряжению правительства No 792 от 28 апреля 2018 года, — «шины и покрышки пневматические резиновые новые». Значит, под требования о маркировке попадают, в том числе, шины для велосипедов, мотоциклов, сельхозтехники.
Проект по маркировке товаров реализуется в формате государственно-частного партнерства. За 15 лет в него планируется вложить 200 млрд рублей. За выпуск каждого кода с криптографической защитой и услугу его отслеживания взимается плата — 50 копеек за код. Водителей уверяют, что на цену покрышек наличие кода никак не повлияет.
Что за QR-код?
Код DataMatrix (разновидность QR-кода), который собираются наносить, в том числе, на шины, состоит из двух частей. В первой содержится информация о товаре, а вторая — так называемый «криптохвост», который призван исключить возможность подделки.
Все коды генерируются единым оператором — Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), которому такие полномочия делегированы правительством.
Считав код DataMatrix специальным мобильным приложением, каждый покупатель может получить информацию о месте и дате производства товара. При продаже код считывается на кассе и отображается в чеке. Таким образом и государство получает информацию о движении товара, чтобы бороться с контрафактом и неуплатой налогов.
Этикетка или метка?
Коды планируется наносить на этикетку шины, либо на внедренное в саму покрышку специальное устройство. Причем если этикетка на шине способна дожить разве что до ближайшего шиномонтажа — то внедренная в покрышку метка позволит отслеживать ее судьбу во время всего жизненного цикла — от выпуска на заводе до утилизации.
Так, уже сейчас многие производители шин оснащают свою продукцию специальными RFID-метками. Причем чаще всего это касается покрышек для коммерческого транспорта — тотальный учет здесь важен для оптимизации затрат перевозчика.
Польза всем, кроме мошенников
Учитывать шины по маркировке планируется на этапе производства, логистики и продажи — данные с кода каждой единицы товара будут отображены в чеке.
- Государству маркировка шин и их отслеживание может помочь бороться с контрафактом, неуплатой налогов, а впоследствии, возможно, и с нарушением правил утилизации использованных покрышек.
- Производитель или дистрибьютор сможет следить за своими дилерами и бороться с подтасовкой показателей продаж.
Чем же маркировка шин может быть полезна рядовому потребителю, собирающемуся «переобуть» свой автомобиль к началу нового сезона?
Как минимум, он сможет проверить, когда и на каком заводе были выпущены покрышки, не полагаясь на уверения продавца, — и выбрать те, которые соответствуют его ожиданиям.
Читайте также
- Porsche для бедных, или История «восьмёрки»
- Китайские электромобили: удивительные итоги продаж
- Иномарка за 500-600 тысяч рублей: изучаем Hyundai Elantra
- Новый RAV4 для России: раскрыты цены и комплектации