После разрушительной Второй мировой войны экономика Японии представляла собой жалкое зрелище: огромное число предприятий было уничтожено, люди жили в нищете, буйствовала инфляция. Именно в этих условиях рождалась легенда, которая впоследствии завоюет мир.
Фудзи помогла
В Toyota не скрывают, что свой первый внедорожник они построили на основе знаменитого Willys. Мало того, прототипы, которые появились в 1951 году, даже назывались Toyota Jeep! Однако довольно быстро машину переименовали в Toyota BJ. Последняя буква по-прежнему расшифровывалась как Jeep, но весь секрет был в букве «В». Дело в том, что японские инженеры решили не копировать Willys, а серьезно его модернизировали.
Например, поставили под капот новый двигатель «Type B» от четырехтонных грузовиков, который выдавал 85 л.с. (для сравнения Willys обладал мотором объемом 2,2 л и мощностью 60 л.с.). Это был первый в мире легковой полноприводный автомобиль с верхнеклапанным шестицилиндровым мотором! Благодаря 4-ступенчатой коробке с очень «низкой» первой передачей автомобиль прекрасно обходился без понижающей передачи, а в случае проблем с аккумулятором или стартером легко заводился пусковой рукояткой.
В Toyota поняли, что машина у них получилась достойная. И тут же решились на первый рекорд — новый внедорожник смог подняться на так называемую 6-ю ступень горы Фудзи, которая расположена на высоте 2390 м. Это был первый в мире автомобиль, который забрался туда! Представители национального полицейского агентства Японии (NPA) были так впечатлены возможностями новой модели, что разместили заказ сразу на 289 машин.
Рождение Land Cruiser
Кстати, Toyota BJ отличался от Willys не только мотором. У него, например, была другая рама — ее позаимствовали у серийного однотонного грузовика Toyota SB (из-за этого японский «джип» получился длиннее американского).
Серийное производство автомобиля началось не сразу (старт в 1953 году). Причем, не успев наладить выпуск модели BJ, японцы ее переименовали — «Тойота» хотела дистанцироваться от ассоциации с Jeep. Говорят, что имя Land Cruiser («Наземный крейсер») придумал технический директор компании Умехара-сан (Хенджи Умехара), который хотел подчеркнуть внедорожные возможности машины и ее мощь.
Интересно, но первый Land Cruiser выпускался совсем недолго. Однако он заложил основу на многие десятилетия. Уже в 1955 году был представлен автомобиль, который прославил имя Land Cruiser. Речь идет о Land Cruiser 20.
Несмотря на сохранившееся внешнее сходство с прототипом, Land Cruiser 20 мог похвастаться более сглаженными формами, интегрированными в кузов фарами и более просторным салоном. Начали ставить на «Крузак» и кондиционер. Подвеска с новыми передними и задними рессорами обеспечила более высокий уровень комфорта, а вибрацию установленного на раму кузова удалось практически полностью побороть за счет применения в подвеске сайлент-блоков из резины. Важно и то, что именно начиная с Land Cruiser 20 стали выпускать автомобиль с короткой и длинной базой, появились пикапы.
По-настоящему великим оказался и двигатель серии F с чугунным блоком цилиндров мощностью 105 л. с. (он был развитием серии В). Надежность и неприхотливость этого агрегата позволила ему — только вдумайтесь — продержаться на конвейере до 1992 года. Он стал рекордсменом по длительности производства среди всех агрегатов «Тойоты»!
Именно Land Cruiser 20 проложил путь Toyota на многие зарубежные рынки! Уже в 1957 году на долю этого внедорожника пришлось 32,8% годового объема экспорта всех японских автомобилей вместе взятых!
Легенда номер 40
В 1960 году был представлен Land Cruiser 40, который выпускали 24 года. Причем собирали эту модель и позже — например, под именем Toyota Bandeirante в Бразилии вплоть до 2001 года.
При разработке Land Cruiser 40 перед инженерами стояли очень сложные задачи. Требовалось создать новый автомобиль, который обладал бы не только высокой проходимостью, но и был по-настоящему комфортным.
Как и в случае с переходом от первого поколения ко второму, внешние изменения были минимальными. Кузов Land Cruiser 40 отличается от «двадцатки» более «квадратными» колесными арками и расположением сигналов поворота на передних крыльях. Однако самой запоминающейся отличительной чертой третьего поколения стала общая для фар и радиаторной решетки стальная рамка характерной формы, ставшая визитной карточкой Land Cruiser 40.
Важнейшим конструктивным изменением было появление понижающей передачи — раньше «Крузаки» обходились без нее. Плюс к этому, мощнее стали двигатели, появились и дизельные моторы, спрос на которые стал стремительно расти. Land Cruiser 40 выпускался с несколькими вариантами колесной базы, с мягкой или жесткой крышей, были фургоны и пикапы.
Ставка на комфорт
В 1967 году растущий спрос на длиннобазную версию побудил компанию выпустить новую модификацию Land Cruiser под индексом FJ55. Этот автомобиль обладал «сверхдлинной» колесной базой в 2700 миллиметров, другим кузовом и, самое главное, по уровню комфорта он мало отличался от легковых моделей.
FJ55 настолько понравился покупателям, что японцы приняли решение превратить его в самостоятельную модель. В 1980 году началось производство Land Cruiser 60, который намного превосходил своих предшественников по роскоши и комфорту (при этом выпуск сороковой серии продолжался). Салон «шестидесятки» напоминал большие легковые седаны: раздельные передние кресла с боковой поддержкой, дорогие материалы отделки, всевозможные «навороты». Именно FJ55 и «шестидесятая» серия стали прародителями того Land Cruiser, который нам сейчас знаком, — позже появилась серия 80, 100 и нынешняя 200.
Делают до сих пор!
В 1984 году на смену Land Cruiser 40 пришла еще одна легенда — Land Cruiser 70. Стоит только сказать, что эта модель до сих пор выпускается в некоторых странах мира! Интересно, что 70-ю серию изначально было решено разработать в двух форматах (и это учитывая, что у японцев уже была «роскошная» 60-я серия). Первый внедорожник должен был продолжать традиции «грубых джипов», наделенных недюжинной выносливостью, стать настоящей рабочей лошадкой. Вторая, легкая версия (light duty) должна была стать комфортабельным средством передвижения для длительных путешествий в компании семьи или друзей.
Созданная для преодоления бездорожья тяжелая (heavy duty) версия Land Cruiser 70 напоминала внедорожники предыдущих поколений, а крепкий стальной кузов отличался угловатым дизайном.
Историю 70-й серии вы можете посмотреть сейчас в видео ниже.
В 1990 году «легкая» модификация 70-й серии отделилась от своего «старшего» брата и получила собственное имя — Land Cruiser Prado. А «Тойота» начала делать сразу три Land Cruiser: «гряземес» 70-й серии, комфортабельный Land Cruiser Prado и роскошный «Крузак» серии 80, а с 1998 года серии 100, а затем и 200.
Ну а в 2002 году в России официально начались продажи автомобилей семейства Land Cruiser. И сейчас наша страна является крупнейшим рынком Land Cruiser в Европе — с 2002 года по август 2019 года было продано больше 400 000 моделей этого семейства. Во многом это стало возможным благодаря уникальному подходу Toyota к разработке: в ходе тестов протяженностью более 1 миллиона километров каждая новая модель должна повторить ресурсный максимум модели предыдущего поколения или превзойти его.