Власти объявили о создании специального консорциума и платформы «Автодата», через которые будут проводиться все цифровые операции, связанные с автомобилями в нашей стране — от оформления ЭПТС и расчета транспортного налога до контроля за состоянием водителей. Звучит сложно и скучно, но на самом деле все это крайне интересно и круто. Такого еще нет ни у кого!
Если кто не в курсе — Россия считается одной из самых передовых стран в мире по уровню развития информационных технологий. Можно сколько угодно ругаться на то, как глючат, например, «Госуслуги», но то, что они есть и работают — большое достижение по сравнению со многими теми странами, на которые мы все еще любим ссылаться как на образцовые.
«Ни для кого не секрет, что в будущем от 30 до 50% стоимости автомобиля будут составлять электронные системы передачи данных. Это изменит всю отрасль и наше с вами представление об автомобилях», — предсказывает заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов.
Чтобы не отстать от прогресса
Создание единой для целой страны автомобильной системы, на базе которой будут решаться абсолютно все вопросы, возникающие у водителей, дорожников, «гаишников» — это очень большой и смелый шаг. Официально это все называется национальный массив данных в автомобильной сфере. Им будет оперировать так называемый межотраслевой проектный консорциум «Автодата. Рус».
Меморандум о создании этой организации был подписан сегодня в Москве. Главная цель — создание и внедрение одноименной цифровой платформы «Автодата. Рус». «Такие проекты требуют синхронизированных усилий нескольких игроков», — говорит специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
В консорциум вошли ПАО «Соллерс», группа ГАЗ, АО «Электронный паспорт», Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития РФ, ГК «РОСКОСМОС», Федеральное дорожное агентство, ГК «Автодор», инновационный центр «Сколково», «Абсолют Страхование», МАДИ, МФТИ, Сколтех и многие другие компании из IT-сферы. Также к консорциуму планируют присоединиться еще несколько крупных компаний, в том числе Renault, Nissan и «АвтоВАЗ».
Вот что по этому поводу говорит Александр Морозов:
Что именно все эти компании будут делать? Конкретные шаги пока никто не описывает и никакой дорожной карты еще нет, но общее понимание вектора развития гостям церемонии подписания сегодня уже показали.
Базы данных приведут в порядок
Сначала нужно упорядочить данные о водителях и автомобилях, которые уже есть в России. Это только кажется, что все просто — возьми всю информацию и работай с ней.
Однако, например, та же электронная база, которой пользуются страховщики ОСАГО и работает не всегда корректно, и перегружена лишними или ошибочными данными, и не обеспечивает адекватного анализа даже верных данных. Отсюда, например, проблема с вечно «слетающими» скидками на ОСАГО, коэффициентами КБМ, которые водители массово требуют у страховщиков исправлять вручную. Или тот же электронный ПТС — эта система давно уже должна была заработать в полную силу, но до сих пор по-настоящему никто ей не пользуется в том числе и из-за проблем с базами данных.
Есть и еще одна проблема — в том, как, кем и где обрабатываются и хранятся данные, формируемые при эксплуатации автомобилей в России. Сегодня такие данные даже без согласия владельца транспортного средства передаются на зарубежные ресурсы, что не устраивает власти.
Страховки со скидкой и налоговые льготы
Российских водителей, конечно, мало волнует, какие ресурсы обрабатывают их персональные данные. А вот стоимость страховки и размер транспортного налога — очень даже важны для всех. Создатели «Автодата. Рус» обещают, что система уже в ближайшем будущем станет использоваться для расчета справедливой цены полиса и разумной суммы транспортного налога.
Страховку постараются сделать дешевле за счет сбора данных о реальном пробеге автомобиля и манере вождения его хозяина. Подробная информация о том, как используется автомобиль, позволит также сформировать и новую систему расчета транспортного налога, о необходимости реформирования которого в России говорится уже постоянно.
Здоровье водителя — дело компьютера
Власти уверены, что новая платформа поможет навести порядок в сфере коммерческих перевозок и организовать объективный контроль за состоянием водителей. Все цифровые технологии, необходимые для того, чтобы удаленно оценивать адекватность или усталость водителя уже есть. Теперь, объединив их в рамках платформы, ее создатели хотят организовать разнообразные телемедицинские сервисы. Речь не идет об отмене медсправок для обычных водителей, проект может коснуться предрейсового осмотра профессионалов.
Пробег уже не скрутить
Подержанные автомобили тоже интересуют участников консорциума. Платформа обеспечит предоставление данных о них сервисам по покупке и продаже, тем самым превратив вторичный рынок автомобилей в современную среду без мошенничества.
Данные о пробеге, как и вся история автомобиля, будут храниться в системе весь срок службы автомобиля. Простым «скручиванием», которое сейчас у нас особенно популярно на американских автомобилях, информацию подделать не получится.
Сервис в пути
Еще одна сфера применения национальной базы данных — сфера удаленной диагностики и обслуживания автомобиля. Самодиагностика машины и автоматическая передача данных дилеру позволит водителю вовремя узнать о неисправности и получить информацию о том, как и где ее устранить.
Это вполне реально уже сегодня. А в будущем, как заявил на церемонии подписания меморандума о создании «Автодата. Рус» Александр Морозов, «Наш автомобиль будет сам себя обслуживать».
Звучит вполне реально с учетом того, какая толпа специалистов будут участвовать в проекте. Посмотрите на всех:
И все это — ради беспилотников?
Отдельно организаторы консорциума подчеркивают важность создания национальной базы данных для функционирования будущих умных дорожных сетей. Правильно сформированный массив данных об автомобилях и система передачи информации от машины к машине открывает массу возможностей.
Самая простая из них — управление дорожным движением на основании данных о заторах и перенаправление потоков автомобилей с одного на другой маршрут. Самая перспективная — развитие технологий беспилотного вождения. Когда беспилотник едет не только по тому, что он «видит», но и с учетом актуальной дорожной ситуации, его движение становится куда безопаснее.
Мы должны отработать все технические вопросы, протоколы, форматы, юридические вопросы и в конце года представим модель функционирования платформы
Законы придется менять
Чтобы все эти масштабные планы реализовались, в любом случае придется менять целый ряд действующих российских законов. Какие именно нормативные акты будут переделываться и когда, пока что не определено. Однако уже понятно, что ряд инициатив от правительства поступит в Госдуму в ближайшее время.
Президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко уточнил, что предложения по тому, как именно будет строиться работа консорциума и конкретику по плану действий представят 25 декабря.
Кстати, нас удивило, что в консорциуме не участвует никто из ГИБДД. И именно сегодня это ведомство рассказало о собственных реформах.
-
На дорогах станет больше инспекторов ГИБДД
-
В работе ГИБДД произошел масштабный сбой