Кастом — это автомобиль-проект, созданный, как правило, в единственном экземпляре. Но в широком смысле так можно назвать любую необычную мелкосерийную технику. Разобравшись с премьерами, я собрал по закоулкам автосалона во Франкфурте самые интересные проекты подобного рода. Причём интересно, что все они сделаны на базе старых машин.
Арт-шедевр на колёсах — VW Type 2
Выставочный центр Messe Frankfurt состоит из дюжины огромных павильонов, и для перемещения посетителей между ними на время автосалона запускают пресс-такси. Обычно это предоставленные производителями инновационные модели — в основном электрические. Но в этом году транспортные средства будущего затмил пришелец из прошлого: культовый микроавтобус Volkswagen Type 2 (Microbus). Или Bulli, как его прозвали в соответствии с легендой о том, что это имя должно было быть официальным. О годе выпуска отреставрированного «бусика» говорят регистрационные знаки, явно полученные на заказ — в Германии совершенно легально существует такая практика.
Поскольку эта модель была главным транспортным средством американского хиппи-движения 60-х — 70-х, её кузов раскрашен тематической аэрографией. В оттенках, содержании рисунков и надписей переплетаются главные символы эпохи: растаманство, рок-н-ролл, серфинг и пацифистские лозунги. А около одного из павильонов был припаркован аналогичный прицеп-автодом. Качество окраски, проработка рисунков и деталей сюжета — завораживающие. Стоит ли говорить, что гости выставки выстраивались в очереди, только бы прокатиться на этой машине вместо очередного водородного Мерседеса!
Интересно, что такой Volkswagen Type 2 поколения Т1 сейчас в большой цене у коллекционеров. Самая крутая версия Samba Bus с 23 окошками по периметру крыши стоит от 50-70 тысяч евро за машину в хорошем состоянии и доходит до 100, если это состояние выдающееся — например, нереставрированный идеальный «сохран» с минимальным пробегом в пару десятков тысяч километров. «Булли» с кузовом попроще (без окошек или пикап) и в состоянии похуже стоят дешевле — в среднем 30-50 тысяч евро, а гнилые и некомплектные машины можно найти и за 10-15.
Настоящий техасский хот род
Сложно представить себе скучный хот род — ведь это уже по определению сверхнизкая древняя машина с оголённым подкапотным пространством. Но в этом кастоме столько брутальности и стиля, что он не затеряется даже среди себе подобных. В основе проекта лежит Ford Model A 1930 года, а переделка в хот род была осуществлена в Техасе в 2013-2014 годах. Вся работа заняла около 650 человеко-часов. Несмотря на простоту конструкции, объём инжиниринга тут очень внушительный.
Кузов сварен из прямоугольных профилей с нуля и едва прикрыт панелями от Ford A. Спереди на подрамнике установлен 300-сильный мотор Chevrolet 5.7 с дросселем почти на уровне крыши и коротким выпуском из каждого цилиндра отдельно — представляем, как жарко он дышит! Двигатель крутит легендарный американский автомат TH350, который карданом стыкуется с 9-дюймовой осью Ford. Задняя подвеска сделана пневматической, чтобы на парковке кузов можно было буквально ронять на землю.
Но главное здесь — стиль и детали. «Стиль-утиль» тут возведён в абсолют и приправлен зловещей тематикой паутины. Крыша и днище за задними креслами состоят из прутьев, которые будто сплёл гигантский железный паук. Панелями салона служат винтажные регистрационные таблички из разных штатов, а селектором автомата — ручка пивного крана из бара. А среди банальностей в салоне вроде цепного руля или наклейки No fat chicks затесался издевательский стикер Jesus is my Airbag.
Электрический Жук за 100 тысяч евро
Производство ретроэлектромобилей — распространённое развлечение европейских реставраторов и мелких инжиниринговых контор. Уже никого не удивить бесшумным старым автомобилем для прогулок по выходным, но этот проект уникален тем, что создан при заводской поддержке. Компания eClassics строит классических Жуков на электро-компонентах от поставщика Volkswagen Group Components и теперь готова электрифицировать и другие ретро-модели: например, Bus Type 2 и Porsche 356.
Электромотор с отдачей 82 л.с. и 190 Н∙м, батареи ёмкостью 32,3 кВт∙ч, управляющая электроника и силовая проводка в мелкосерийном eKafer точно такие же, как у обновлённого тут же во Франкфурте e-up! Получившийся рестомод (ретрокар с современной начинкой) обладает неплохими ходовыми характеристиками: 150 км/ч максималки (даже больше чем у e-up!), 200 км запас хода и 1 час для пополнения энергии на 150 км пути. Список опций широк: мультимедийка, климат-контроль, задняя камера и многое другое.
Увеличившаяся из-за внедрения батарейного блока масса (до 1280 кг) потребовала усиления структуры кузова и улучшения тормозов. Поэтому было сделано новое шасси, на которое устанавливается кузов Жука. Отдельно такая тележка с силовой установкой и ходовой частью стоит 40 тысяч евро — это вариант для тех, кто хочет самостоятельно срастить её с уже имеющимся Жуком в гараже или другой мастерской. Если пригнать обычный Beetle и забрать собранный электрокар, то за работы и компоненты придётся заплатить ещё 10 тысяч. Наконец, можно просто купить готовую машину за 100 тысяч евро.
Водоплавающий «Крузак» для владельцев островов
Амфибию Amphicruiser тоже можно считать ретро-проектом, так как исполинский внедорожник сделан на базе Toyota Land Cruiser 70. А точнее — его длиннобазной и самой прочной модификации 78, предназначенной для перевозки пехоты. Машину покупают сафари-парки, владельцы частных островов, охотхозяйства и богатые любители приключений, которым важна способность передвигаться по воде и по пересечённой местности на одном и том же автомобиле. Цена Amphicruiser начинается от 195 тысяч евро в зависимости от комплектации.
Каждая машина уникальна — нидердландская фирма Dutch Amphibious Transport продаёт всего 15-20 таких амфибий в год, поэтому каждая из них собирается под нужны конкретного заказчика. Неслучайно этим занимаются именно голландцы — ведь у них в крови строить плавсредства, поэтому над проектом трудилась судостроительная компания De Jong Holland. Днище этого «Крюзера» спроектировано так, чтобы обеспечить хорошую плавучесть и устойчивость на воде при волнах высотой до 1 метра. Скорость до 9 км/ч на воде позволяет развить водомётный двигатель, приводимый от основного. Гордость голландцев — обычные автомобильные двери, не протекающие благодаря особым уплотнителям.
На раме Toyota Land Cruiser 78 смонтирован изготовленный с нуля широкий кузов (варианты — пикап, фургон или внедорожник), а диодный головной свет и решётка радиатора выполнены в стиле старого TLC 40. Амфибия хороша не только на воде, но и на бездорожье: угол въезда равен 43 градусам, огромные колёса обеспечивают внушительный клиренс, а по нижнему периметру кузова нанесено полиуретановое защитное покрытие. Двигатели — дизельный или бензиновый от того же «Крузера», но могут построить и машину на электрической тяге. Amphicar сертифицирован для дорог общего пользования и на асфальте может развить до 135 км/ч.
Borgward Hansa RS 1500 — выжил, чтобы вернуться в Ле Ман спустя 65 лет
Этот необычный автомобиль, который легко принять за Porsche 356, выглядит видавшим виды. И оно так и есть — история уникального гоночного Borgward Hansa RS 1500 красивая и увлекательная. Эта немецкая марка выпускала автомобили в середине прошлого века, а в 1961 году обанкротилась. Но в Ле Мане поучаствовать за свою короткую историю всё же успела — в 1953 году для этого построили три прототипа на базе модели Hansa 1500 Sportcoupé — с обтекаемой горбатой задней частью кузова, облегченной конструкцией и форсированным до 90 л.с. двигателем.
Один автомобиль сломался ещё до старта, второй выдержал несколько часов, а у этого под номером 41 мотор взорвался спустя 23 часа гонки, всего за 1 час до финиша. Первые два автомобиля вскоре сгинули, а самый стойкий в 1974 году попал в Швецию благодаря роману дочери основателя компании Моники Боргвард с шведским импортёром этих автомобилей. Позже машина досталась его сыну, который всю жизнь занимался перепродажей редких машин. А в 2018 году он уже со своими двумя сыновьями вышел на старт гонки Le Mans Classic за рулём тщательно отреставрированного купе.
Сегодня на волне моды на возрождение почивших автомобильных брендов внук основателя компании Карла Боргварда вместе с китайскими автопромышленниками реанимируют и Borgward. В середине прошлого века для этого бренда производилась одноимённая часовая коллекция. Вместе с автомобилями возродили и часовую традицию — причём разрабатывает новые хронографы Borgward человек, который работал на мануфактуре, производившей те самые часы. Правда, он не верит, что китайские кроссоверы возродят историческое имя. Но тематические часы производит — всего 300 штук в год по цене около 2500 евро.