Еще в 2014 году в законе об ОСАГО была предусмотрена возможность оформить мелкую аварию в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области без участия инспектора по «безлимитному» европротоколу (с ущербом для автомобиля до 400 тыс. руб.). В таких случаях обстоятельства ДТП фиксируются «техническим средством контроля», которое записывает все, что происходит с машиной, и передает страховщикам, чтобы те могли реконструировать обстоятельства происшествия. Требования к приборам закрепили постановлением правительства, но ни одного подобного устройства на рынке так и не появилось.
В 2017 году в закон внесли поправки, позволяющие оформить ДТП европротоколом уже с помощью мобильного приложения (будет доступно пользователям портала госуслуг). Само приложение под названием «Помощник ОСАГО» готовит к выпуску Российский союз автостраховщиков (РСА), оно будет доступно с 1 ноября, пообещали в правительстве РФ.
Согласно постановлению No 1108 приборы должны соответствовать ГОСТу 57484 2017 года, в частности, иметь:
- встроенный GSM-модем
- антенну
- акселерометр для замера ускорений и замедлений в трех плоскостях
- аккумулятор
- две кнопки — «Европротокол» (для мелких аварий) и «Экстренный вызов» (для серьезных ДТП с ранеными). Допускается вариант, когда обе функции совмещены в одной кнопке.
Водителю необходимо в течение 10 минут после происшедшей мелкой аварии нажать кнопку, после чего система ЭРА-ГЛОНАСС передаст сведения страховщикам.
-
Калькулятор ОСАГО онлайн
Если же водитель намерен использовать приложение, ему дадут час на сбор и передачу информации. Страховщикам в этом случае передается вся информация с портала госуслуг (ФИО, паспортные данные и т. д.), а также дата, время, координаты, фотографии ДТП.
В машинах появится еще одна кнопка?
«Теперь значительно упростится процедура оформления мелких ДТП, — уверен господин Кораблев. — Ведь теперь узаконены технические средства фиксации мелких ДТП. Разработчики очень ждали этого постановления».
По словам Кораблева, теперь нужно внести изменения в техрегламент о безопасности транспортных средств, чтобы устройства, соответствующие новому ГОСТу, ставили на машины с конвейера. Напомним, сейчас на новых авто уже устанавливают устройства фиксации ДТП и связи с оператором ЭРА-ГЛОНАСС (сейчас уже насчитывается 4,2 млн машин, оснащенных такими устройствами), но они при мелких ДТП не срабатывают. «Новое постановление правительства является важным шагом в организации применения технических средств, — считают в РСА. — Оно дает возможность производителям готовиться к производству устройств, а страховщикам готовиться к использованию зафиксированных с их помощью данных при рассмотрении заявлений потерпевших».
«Автомобилисты не готовы платить за устройство, которое когда-нибудь, возможно, понадобится им для упрощенного оформления аварии, — говорит гендиректор UBI Technologies (международные решения по страховой телематике) Игорь Хереш.— Тем более что оформление ДТП с помощью “технического устройства” — это опция, а не обязанность».
«По этой причине нет рынка для сбыта таких приборов, а, значит, и производителям “железа” он не интересен. По этой же причине автопроизводители не готовы инвестировать в установку этих приборов в новые машины. О потенциале рынка можно будет говорить только после того, как закон об ОСАГО разрешит страховщикам давать скидку за аккуратное вождение, которое будет определяться с помощью телематических устройств», считает эксперт.
Иван Буранов.