Транспортный налог предложили рассчитывать по-новому

Пересмотреть принцип начисления транспортного налога предложила Счетная палата России. Если инициатива аудиторов найдет поддержку, то нововведение затронет только некоторых водителей
Надежда Гурина

В качестве примера в своем отчете Счетная палата (СП) приводит Смоленскую и Ивановскую области. По итогам проверки собираемости имущественных налогов за 2016-2017 годы выяснилось, что бюджеты областей недополучают денежные средства в виде транспортного налога. Такая проблема, полагают в СП, присуща и другим регионам России. Для того чтобы исправить ситуацию, аудиторы предлагают изменить начисление транспортного налога.

Как считают налог

В первую очередь речь идет о той категории легковых автомобилей, к которым в настоящее время применяется повышающий коэффициент. Напомним, что к таковым относятся «легковушки» стоимостью свыше 3 млн рублей.

Для машин за три-пять миллионов рублей не старше одного года предусмотрен коэффициент 1,5. Автомобили возрастом один-два года рассчитываются по коэффициенту, умноженному на 1,3, возрастом в два-три года — 1,1.
Читайте также
Самый большой транспортный налог: 540 тысяч за одну машину
Таинственный владелец Bugatti второй год удерживает звание получателя самого большого в России транспортного налога

Каждый год Минпромторг обновляет и открыто публикует список моделей, владельцы которых в теории должны заплатить повышенный налог. В последней редакции списка (от марта 2019 года) фигурируют 1193 модели.

Впрочем, как показывает практика, владельцам дорогих авто иногда удается избежать повышенной ставки налогообложения. Например, совсем недавно Счетная палата выявила, что в свежем списке Минпромторга не оказалось таких представителей премиум-класса, как Tesla Model S (от $65 тыс. или 4 млн руб.), Mercedes-AMG S 63 4Мatic (от $149 тыс. или 9 млн руб.) и Bugatti Veyron Grand Sport (цена от $1,7 млн или от 100 млн руб.).

Кроме того, аудиторы не раз высказывали удивление количеством владельцев Rolls-Royce, Lamborghini и Bentley, которые пользовались льготами по уплате транспортного налога на сотни тысяч рублей. Обычно такие машины по бумагам числились за инвалидами второй группы, при этом находились в их собственности не более года.

Для автомобилей стоимостью меньше 3 млн рублей коэффициент в настоящее время не применяется, и налог рассчитывается исходя из мощности двигателя, года выпуска, срока владения автомобилем и налоговых ставок региона, в котором зарегистрирован владелец транспортного средства.

Как предлагают считать

В Счетной палате отмечают, что существующий механизм расчета повышающего коэффициента транспортного налога (от стоимости автомобилей) усложняет процесс администрирования транспортного налога, а также приводит к спорным ситуациям.

В этой связи в СП предлагают привязать коэффициент не к стоимости автомобиля, а его техническим характеристикам.

В качестве аргумента в отчете приводится статистика, что из дорогостоящих автомобилей, по которым транспортный налог исчисляется с повышающим коэффициентом, в Ивановской области более 75% имеют мощность двигателя выше 200 л. с., в Смоленской области — более 83%.

Следует отметить, что мощность автомобиля является неотъемлемым и неизменным элементом его характеристики, а ее показатель уже включен в автоматизированную информационную систему налоговых органов для расчета транспортного налога. В связи с изложенным, СП предлагает рассмотреть вопрос об изменении параметров, определяющих применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога
Счетная палата