- Вадим Николаевич, именно на Comtrans 2019 Горьковский автозавод впервые демонстрирует прототип новой «Газели». Является ли она продолжением семейства Next или это принципиально новый автомобиль?
- Да, в случае «Газели NN» речь идет не просто об автомобиле, а о принципиально новой платформе, которая станет основой для развития модельного ряда на следующие 5-6 лет. В неё интегрированы системы активной помощи водителю — как устройства для слежения за дорожной ситуацией, так и системы передачи и обработки этой информации.
Более того, вся электронная архитектура машины сформирована таким образом, чтобы обеспечить оптимальную работу этих систем. Для нас также очень важно, что это унифицированная платформа — как для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, так и для электрического привода. На неё будут устанавливаться разные типы двигателей, коробок передач и т.д.
- Снаружи машины разных поколений — нового и текущего — не сильно различаются...
- Да, внешние отличия небольшие. Мы не стали серьёзно переделывать экстерьер, потому что считаем сегодняшний внешний вид вполне функциональным и современным. Однако новое поколение должно быть чётко различимо в дорожном потоке. Другое оперение, бампер, светотехника, более прямые и чёткие линии — это достаточно важные элементы, которые позволят отличать новинку от автомобилей семейства Next.
Основные изменения внутри. Концепция автомобиля — «вижу, слышу, общаюсь». Установлена целая система камер, в том числе и кругового обзора, датчиков, радаров. Есть единый блок управления электрооборудованием, который следит за всем этим хозяйством, принимает решения и общается с водителем. На основе этого будут работать порядка 30 систем ADAS. Среди них — система экстренного торможения, адаптивный круиз-контроль, слежение за дорожными знаками и сигналами светофора, ассистент парковки и движения по полосе.
Мы не говорим сегодня об автономном автомобиле. Но новая «Газель» станет полноправным партнёром водителя. И её появление — очень логично. Посмотрите: развитие «Группы ГАЗ» происходит эволюционным путём — мы год за годом осваиваем новые ниши. И поколение NN — как раз следующий этап нашей эволюции.
- Что ещё будет в новой машине?
- Знаете... вот в жизни нам хочется не только интеллектуальных радостей, но и простого человеческого комфорта. То же самое относится и к автомобилю. И к интеллектуальной управляющей системе мы добавили полностью новый интерьер кабины, водительское сиденье с двадцатью (!) регулировками, новую приборную панель со множеством ниш, ящичков и 9-дюймовым мультимедийным экраном...
Но учтите, что представленный на выставке экстерьер не является окончательным. Некоторые решения, которые были показаны сегодня, к старту производства могут быть изменены. Кроме того, внедрение систем ADAS планируется не одномоментно, а постепенно, в несколько этапов. Универсальность платформы это позволяет. Мы активно проводим испытания и продолжаем работать над конструкцией...
...чтобы первые покупатели получили автомобили в 2021 году. Лёгкий коммерческий автомобиль следующего поколения будет называться «Газель NN». NN — это аббревиатура от Нижнего Новгорода! Город, где расположено сердце нашей компании, в 2021 году отметит 800-летие.
Тогда же — в 2021-м — «Газель NN» начнёт поступать в продажу. Новая машина — это наша дань признания и уважения любимому городу. Но, если хотите, NN может иметь и другую трактовку. Например, «new Next» — «новый Next».
- Получается, на рынке будут существовать сразу три поколения легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ?
- Может так случиться, что мы будем производить «Газель NN» — наш новый флагманский продукт, «Газель Next» и бюджетную «Газель Бизнес». Судьба линейки будет целиком зависеть от рыночного спроса. Экономика определит, будут ли люди готовы покупать более совершенные, но и более дорогие автомобили, или нет.
И ещё один важный момент, касающийся экономики. В последнее время стала очевидной чрезмерная импортозависимость автомобильной отрасли. Это сказывается не только на стабильности поставок из-за политических причин, но и на отсутствии собственных компонентов в ключевых направлениях, которые будут определять развитие отрасли в будущем.
Мы сейчас активно работаем над созданием собственных продуктов по нескольким ключевым направлениям: роботизированная коробка передач для LCV, автоматическая коробка на автобусы и среднетоннажные автомобили, электрические двигатели и пакетирование батарей для электромобилей.
В частности, на Комтрансе мы показываем электрическое шасси, которое укомплектовано собственным двигателем и батарейным блоком. Пока что это прототипы, но мы работаем над созданием серийного продукта.
Значительную часть пластиковых деталей мы тоже планируем производить сами в периметре «Группы ГАЗ». Это позволит нам не только контролировать качество, себестоимость и надёжность поставок, но и развивать собственные компетенции. Разумеется, «Группа ГАЗ» не может охватить все сферы производства комплектующих или даже большинство. Мы работаем с правительством, с партнёрами по развитию локального производства.
- Некоторое время назад вы анонсировали выпуск трехлитрового ульяновского мотора Evotech — с чугунным блоком цилиндров. Что сейчас с этим продуктом? И когда «Газель Next» всё-таки получит двухлитровый турбодизель Volkswagen?
- Evotech 3.0 уже производится небольшими партиями. Мы наблюдаем за тем, как он ведет себя при эксплуатации на машинах первых клиентов. Двигатель, в целом, надежный, с хорошей энергетикой, мощный, может работать как в газовом исполнении, так и на бензине — в том числе и на тяжелых версиях наших автомобилей («Газель Next» полной массой 4,6 тонны — прим. авт.).
На «Комтрансе» мы показываем самую крупную из существующих модификаций «Газели Next», микроавтобус со сверхдлинной базой (на фото), которая как раз примерит двигатель Evotech 3.0 CNG. Пока мотор агрегатируется с 5-ступенчатой коробкой передач. Но в будущем мы планируем агрегатировать ее и с 6-ступенчатой трансмиссией.
Что касается мотора Volkswagen, то пока эта версия будет выпускаться небольшими партиями. До конца года будет выпущено около 400 таких автомобилей в дополнение к тем 250, что мы уже продали. Машина получилась удачной: с хорошими эксплуатационными характеристиками, низким расходом топлива, менее вибронагруженная... Причем двигатель Volkswagen агрегатируется с нашей собственной 6-ступенчатой коробкой передач, которую Группа ГАЗ показала год назад в Ганновере.
- Какие еще премьеры компания презентует на выставке Comtrans-2019? Выставка проходит каждые 2 года, а значит, нужно показать задел новинок на 2019-2021 годы.
- Мы показываем на «Комтрансе» новый низкопольный микроавтобус. Это революционная модель, которая позволит кардинально изменить характер и облик маршрутных такси. Все предлагавшиеся до сих пор технические решения не позволяли сделать реально удобный вход и площадку для маломобильных граждан.
«Низкопольник» стал естественным продолжением каркасного автобуса, который мы выпускаем с 2014 года. Многие обращали внимание что по пассажировместимости он конкурирует с нашим собственным микроавтобусом, который имеет цельнометаллический кузов. Но, как видите, у этой модели оказалась своя собственная логика развития.
Я убежден, что каркасная технология наиболее перспективна для перевозок пассажиров внутри городов. Сделать подобный автомобиль с низким центральным входом почти никому из крупных конкурентов, выпускающих машины с несущим кузовом, практически невозможно. Нужно переделывать всю архитектуру, закупать новые штампы, новые сварочные кондуктора...
Мы же сохранили рамную конструкцию, и это позволило нам опустить раму посередине и сделать вход удобным для пассажиров. Почему этот продукт появляется только сейчас? Мы понимали, что выпускать «суперкаркасник» — такого его рабочее название — надо на основе шасси «Газели Next» полной массой 4,6 тонны, с новым задним мостом и новой тормозной системой.
Ну и разумеется, это вопрос приоритетов. Ведь наша компания вкладывает в развитие модельного ряда собственные средства, нужно выбирать, что наиболее актуально для рынка именно сегодня.
- Получается, что Комтранс пройдёт под знаком «Газели»... Неужели другие семейства моделей — «Соболь», «Газон», «Садко» — исчерпали перспективы для развития?
- 2 сентября начались общероссийские продажи внедорожного грузовика «Садко NEXT» и полностью серийный образец этого автомобиля можно увидеть на нашем стенде. Напомню, что эта машина унаследовала уникальную проходимость классических внедорожников ГАЗ, но стала при этом очень комфортабельной в управлении, современной, надёжной.
В России LNG (природный газ, искусственно сжиженный путём охлаждения до минус 160°C — прим.авт.) — пока экзотика. Но мы знаем, что в некоторых регионах планируется развивать заправочные станции на этом виде топлива. Им будет интересна новая машина. Из-за технических особенностей наиболее выгодно эксплуатировать такие автомобили при максимально больших пробегах. Представленный экземпляр на одной заправке может пройти 900 км.
Специально для партнёров и экспертов мы привезли на выставку шасси электромобиля «Газель NN». Это универсальная платформа, рассчитанная на суточный пробег до 180 километров и оснащенная быстрой зарядкой. Производить эти машины мы готовы уже сейчас — был бы спрос. У нас есть хороший кейс с электробусом, когда нашелся по хорошему амбициозный заказчик в лице «Мосгортранса», сформировавшего технические требования и давшего импульс развитию всей индустрии в данном направлении.
Массового клиента на электрические LCV и микроавтобусы пока нет. Но надо понимать, что столбовая дорога развития автомобильной отрасли — все более широкое внедрение систем помощи водителю, автоматических помощников, элементов беспилотности — идёт именно по пути электрического привода. Задержка в передаче сигнала от электрического мозга на двигатель внутреннего сгорания и коробку передач — это те милисекунды, которые могут оказаться критическими в сложной дорожной ситуации.
- Как компания работает в условиях санкций? (Год назад Группа ГАЗ попала в санкционный список американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC)).
- Проблемы, разумеется, есть... Но как видите, мы продолжаем работать даже в таких необычных и очень сложных условиях и предлагать новые продукты и транспортные решения. Под новые требования «Мосгортранса» разрабатывается новый электробус.
Помимо собственно автомобилей продолжается работа и над силовыми агрегатами. Выпущена уже предсерийная партия двигателей ЯМЗ 530-го семейства экологического стандарта Евро-6 (на фото). Сейчас заканчиваем подготовку к опытному производству и испытания собственной топливной аппаратуры на 2 000 бар для этого семейства ЯМЗ-530. Это была очень сложная техническая задача, с которой наши конструкторы успешно справились.