В своё время Tesla Model S стала первым действительно крутым массовым электромобилем, но сейчас она уже не уникальна в этой роли — со своими моделями подтянулись и традиционные производители, и множество стартапов. Но несмотря на то, что индустрия электрокаров стремительно растёт, Tesla умудряется сохранять статус самого удивляющего и инновационного производителя — инженеры из компании Илона Маска выдумывают всё новые и новые фишки, отличающие машины Tesla от любых других. Вот несколько наиболее ярких примеров.
Новые функции через обновления прошивки. Владельцы Tesla могут сделать свой автомобиль быстрее или умнее, всего лишь скачав новую версию официального программного обеспечения — не нужно заниматься чип-тюнингом, вставлять электронные блоки от старших модификаций или ждать рестайлинга. Так, например, весной этого года владельцам Model 3 прилетело обновление, которое среди прочего делает автомобиль быстрее, а также позволяет самостоятельно выполнять перестроения в автопилотном режиме. А если вы поскупились на опцию автопилота при покупке и пожалели об этом, то менять машину не надо — достаточно купить обновление программного обеспечения, и автопилот разблокируется.
Собачий режим. Чтобы с комфортом для питомца оставить его в машине, нужно лишь активировать специальный режим Dog Mode. В нём в запертом салоне работает кондиционер, а на центральном экране демонстрируется крупный текст: «Мой хозяин скоро вернётся. Кондиционер включен». Ведь в США нередки случаи, когда полиция по жалобе прохожих вскрывала автомобиль, в котором питомцы были оставлены на жаре. А если батарея электрокара разрядится и возникнет угроза невозможности продолжения работы собачьего режима, то на телефон владельца придёт соответствующее уведомление.
Защита от перегрева салона. Кстати, о людях в Tesla тоже позаботились, предусмотрев специальный режим защиты от перегрева пассажирского пространства. При достижении определённой температуры в салоне во время нахождения на парковке, Tesla автоматически включает охлаждение кондиционером — эта функция отбирает около 1 км запаса хода за час работы. Кстати, управление воздухом в Tesla Model 3 тоже непростое: направление задаётся пересечением двух перпендикулярных потоков, дующих из статичных скрытых дефлекторов во всю ширину передней панели. А задать точный вектор и гибко сконфигурировать «ветер» можно интуитивными свайпами на схеме салона в мультимедийной системе.
Режим «караул!» Это улучшенная версия сигнализации. В режиме ожидания охранная система дежурно записывает в память всё происходящее вокруг автомобиля, чтобы в случае возникновения инцидента сохранить всю череду событий в особую область памяти — аналогично работают видеорегистраторы. Если на кузов оказывается лёгкое нежелательное воздействие (например, кто-то облокотился или сел), то машина предупреждает о факте записи происходящего яркой надписью на дисплее. А в случае более жёсткой атаки (например, разбитое окно), в качестве сирены начинает проигрываться музыка на максимальной громкости аудиосистемы, а владельцу на смартфон приходит уведомление и видеозапись происшествия.
Развлечения и «пасхалки». В знаменитой тесловской мультимедийке есть бесконечное количество необязательных, а то и бесполезных для автомобиля, но милых и весёлых вещей. Например, приложение для рисования, обрастающее всё более серьёзным функционалом графического редактора. Здесь и куча встроенных аркадных игр (как современных, так и ретро), и в части из них («гоночки» Beach Buggy Racing 2) можно даже управлять болидом с помощью штатного руля. Регулярно появляются надстройки для навигации, которые имитируют то движение по Марсу (давняя мечта Илона Маска), то сани Санта Клауса с соответствующей озвучкой. А в 2016 году было выпущено обновление для Model X, которое активировало режим праздника — кроссовер показывал светомузыкальное шоу и пританцовывал своими уникальными дверями-крыльями.
Кстати, активировать тот режим нужно было по-хитрому, в лучших традициях так называемых «пасхальных яиц» из компьютерных игр: нажми сюда и подержи 5 секунд, введи кодовое слово, выйди из машины и закрой дверь — ни за что не догадаться, если не знать. Думаете, это самая бесполезная функция? Тогда как вам шутливый «режим пуков», позволяющий издавать характерные звуки в любой из четырёх точек салона по числу пассажирских мест? После этого «романтичный режим» с анимированным камином во весь центральный дисплей уже не кажется чем-то диким.
Защита от террористических атак. Конечно, автомобили Tesla не способны противостоять взрывам и выстрелам, но от отравленного воздуха они спасти могут. Речь идёт о высокоэффективном воздушном фильтре, через который пропускается наружный воздух при нажатии соответствующей кнопки. Эта особенность внушает пассажирам Tesla Model X немного дополнительной уверенности в том, что они выживут в случае применения биологического оружия. Вряд ли у этой особенности есть практическая ценность, но с точки зрения имиджа — круто.
Смартфон вместо ключа. Нам сейчас привычно отпирать двери автомобиля с помощью смартфона — каршеринг приучил к чудесам. Но в индустрии автомобилей личного пользования всё ещё принято носить с собой брелок-ключ. Поэтому необычно, что Tesla решила эту привычку искоренить — для доступа в салон Model 3 достаточно смартфона, который опознаётся автомобилем через Bluetooth. Резервный вариант — специальная ключ-карта толщиной с кредитку, которую нужно приложить к средней стойке, чтобы двери разблокировались.
P.S. не уникальные, но крутые особенности
Tesla старается изобрести свой подход даже к тем вещам, которые давно изобретены и отлажены. Вот, например, режимы движения. Электрическая силовая установка седанов и кроссоверов Tesla даёт возможность очень резко выстреливать со старта, опережая в этой дисциплине даже некоторые суперкары, не говоря уж об обычных спортивных машинах. И чтобы описать эмоции пассажиров, банального слова sport, конечно же, недостаточно. Поэтому в Tesla официально используют термин Ludicrous Mode. Cлово ludicrous взято из пародийного фильма «Космические яйца» 1987 года, где скорость света экипажу звездолёта показалось недостаточной, и они приготовились к погоне на «бредовой» («абсурдной», «курьёзной») скорости. Примерно такие же ощущения, что у героев кинокартины, испытывают пассажиры электрокаров Tesla, катапультирующихся до 100 км/ч за 3 секунды.
Да и обычный комфортно-экономичный режим у Tesla называется не затёртым Eco, а многообещающим Chill Mode. Вроде бы, всё то же самое — а пользоваться хочется больше. Куда приятнее думать, что ты просто «чиллишь», а не банально тошнишь в эко-режиме. Наконец, для Tesla Model 3 доступен режим с провокационным названием Track Mode — он оптимизирован для всяческих выкрутасов на мощном электроседане, в том числе дрифта! При этом компания Илона Маска не заигрывается в «пасхалочки» и «шутеечки» — эти автомобили до сих пор остаются одними из самых конкурентоспособных и передовых «электричек» с продвинутым автопилотом, хорошим запасом хода и «фичами» вроде дистанционной парковки, которых не гнушаются и гранды вроде BMW.