Lada против иномарок? Кроссовер XRAY Cross получил автомат!

На XRAY Cross начали устанавливать вариатор Jatco. Мы протестировали такую машину
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Доля автоматических коробок передач неуклонно растёт даже в компактном сегменте B (а он составляет 37% российского авторынка) — всё больше покупателей выбирают «двухпедальные» версии. И всё, что раньше могла предложить им Lada — это либо старый четырёступенчатый автомат на «Гранте», либо роботизированную трансмиссию на основе вазовской «механики». Последнюю, кстати, не так давно модернизировали, и она неплохо проявила себя в ходе теста универсала Granta Cross, но Vesta и XRAY явно нуждались в чём-то более современном и «статусном». Так на машинах с ладьёй на эмблеме появился вариатор!

Из закромов Альянса

Начать решили с «ИксРэя» — оказывается, ещё при разработке версии Cross учитывалась возможность установки на него вариатора Jatco JF015E. Коробка эта известна у нас по кроссоверам Nissan Qashqai и Renault Kaptur, а с недавних пор ставится ещё и на Renault Logan/Sandero — её компактные размеры позволили легко имплантировать её и в XRAY Cross.

Вторая новость — XRAY Cross с вариатором оснащается и ниссановским двигателем HR16DE (по классификации Renault — H4M). При объёме 1,6 литра он выдаёт 113 л.с. и 152 Нм крутящего момента. Почему не вазовские моторы? Всё просто — на заводе решили не изобретать велосипед с квадратными колёсами и взяли проверенное временем готовое решение. Тем более, HR16DE выпускается в Тольятти — освоено даже литьё алюминиевого блока цилиндров и ГБЦ.

С таким силовым агрегатом вспоминать о версии с 1.8 и механикой даже не хочется — вариатор идеально работает в пробках, но при этом настройки таковы, что XRAY Cross шустро срывается с места, если нужно ускориться со светофора. По паспорту заявлено 12,3 секунды до сотни (что на 1,5 секунды быстрее, чем Renault Kaptur с аналогичным мотором), но в городе недостатка динамики не ощущается, держаться в потоке легко. При разгоне с места вариатор имитирует смену ступеней, не давая стрелке тахометра зависать на одних оборотах.

Нет ощущения, что XRAY Cross с вариатором как-то уступает машине с механикой и в трассовых условиях. Главное — не стесняться нажимать правую педаль в пол, если нужно кого-то обогнать. Коробка реагирует на это без задержек, да ещё и удерживает более высокие обороты, если ехать активно, но можно заранее перейти в ручной режим и выбрать нужную «ступень». Кстати, алгоритм переключения тут правильный, гоночный: вниз — от себя, вверх — на себя. Пустячок, но приятно.

Cross-бонусы почти не пропали

При этом преимущества версии Cross относительно обычных «ИксРэев» почти не исчезли — картер вариатора расположен выше подрамника, поэтому клиренс не изменился, это по-прежнему внушительные 215 мм. Cross всё так же радует электроусилителем руля, который почти избавил XRAY от врождённого недостатка — удары на руль от дорожных неровностей почти не переходят. Кроме того, усилие стало заметно меньше, что удобно в городских условиях. И есть регулировка по вылету, поэтому посадка тут лучше.

Подробно о всех изменениях «Кросса» можно узнать из нашего предыдущего теста машины с механикой, но результат действительно хорош: XRAY Cross легко справляется с любыми дефектами покрытия. Нужно только не бояться — принцип «больше скорость — меньше ям» для него применим на 100%. Главное — не попадать в ямы с острыми краями, где можно повредить 17-дюймовые шины Continental. Настройки подвески менять не стали — двигатель 1.6 с вариатором оказался лишь на 13 кг тяжелее, чем 1.8 с механикой.

Единственное, чего лишена версия с вариатором — это системы Ride Select. По сути, это продвинутая противобуксовочная система, которая меняет алгоритм работы в зависимости от выбранного режима («Грязь», «Песок»). Как пояснил Олег Груненков, руководитель проекта XRAY, основное внимание было уделено не внедорожным способностям, а именно комфорту на дорогах и в городских условиях. Хотя, повторим, геометрическая проходимость у машины с вариатором ровно такая же, как и у «механической». Пропала и кнопка Sport, хотя едва ли в ней была необходимость.

13

Неожиданная новинка — это появление интерфейсов Apple CarPlay и Android Auto для подключения смартфонов к мультимедийному комплексу и использования их приложений прямо на экране в автомобиле. Сама система при всей скромной графике работает достаточно шустро и радует неплохой картинкой с камеры заднего вида (она лучше, чем у многих «китайцев» и некоторых корейских моделей).

За кого боремся?

В Тольятти рассчитывают, что XRAY Cross с вариатором привлечёт молодёжную аудиторию в крупных городах, где люди не хотят ездить с механикой из-за пробок. Кроме того, Lada с этой моделью хочет попасть в каршеринг. И не без оснований — во-первых, XRAY Cross действительно хорош на любых дорогах, у него приличная шумоизоляция и плавность хода. И есть ощущение уже доведённого до ума автомобиля, которое делает его реальным соперником «бюджетных» иномарок. Во-вторых, XRAY Cross с вариатором оказался экономичнее версии с 1.8 — даже при активной езде и регулярных разгонов почти до максимальной скорости расход топлива не превысил 10 л/100 км. А, в-третьих, на него «навесили» вполне адекватные ценники.

Например, Kia Rio X-Line с автоматом стоит минимум 929 900 рублей, при этом он будет со 100-сильным двигателем 1.4. А цены на XRAY Cross начинаются с 846 900 рублей за машину с фронтальными подушками безопасности, системой стабилизации, кондиционером и 17-дюймовыми легкосплавными колёсами (хотя блестящие большие диски — не лучшая идея для использования в каршеринге).

Чуть дешевле (от 840 990 рублей) обойдётся разве что Renault Sandero Stepway City с аналогичным силовым агрегатом, но оснащён он будет похуже — нет регулировки руля по вылету и дисковых задних тормозных механизмов. Хотя, конечно, есть ещё и обычные Renault Sandero со старым четырёхступенчатым автоматом и 103-сильным двигателем (стоят они от 747 990 рублей в скромной комплектации Life).

XRAY Cross может похвастать складывающимся сиденьем переднего пассажира. Это позволяет перевозить длинномеры до 2,7 метра, а максимальный объём багажника составляет 1514 литров. В подполье — полноразмерное запасное колесо. Есть и двойной пол

Всего предусмотрено четыре комплектации XRAY Cross — флагманский вариант с датчиками света, дождя, комбинированной отделкой кресел, мультимедийным комплексом, камерой заднего вида, подогревами лобового стекла, руля и всех сидений, круиз- и климат-контролем стоит 971 900 рублей.

Вряд ли самая дорогая модификация возглавит продажи, но в целом перспективы XRAY Cross с вариатором кажутся оптимистичными — не исключено, что доля таких версий среди комплектаций XRAY Cross достигнет 50%. Вариатор точно не появится на обычных «ИксРэях» — для этого пришлось бы провести тот же объём переделок передней части, как у «Кросса», поэтому выбор автоматических коробок прост: либо робот у обычных кроссоверов XRAY, либо вариатор для «Кросса».

6фотографий

К слову, Vesta в начале статьи была упомянута не зря — сейчас идут работы над установкой этого силового агрегата (вариатор и ниссановский двигатель 1.6) и туда. Такие «Весты» должны появиться уже в ближайшие месяцы, что наверняка поднимет и без того неплохой интерес к машине, занимающей вторую строчку в рейтингах продаж в России.