Доля автоматических коробок передач неуклонно растёт даже в компактном сегменте B (а он составляет 37% российского авторынка) — всё больше покупателей выбирают «двухпедальные» версии. И всё, что раньше могла предложить им Lada — это либо старый четырёступенчатый автомат на «Гранте», либо роботизированную трансмиссию на основе вазовской «механики». Последнюю, кстати, не так давно модернизировали, и она неплохо проявила себя в ходе теста универсала Granta Cross, но Vesta и XRAY явно нуждались в чём-то более современном и «статусном». Так на машинах с ладьёй на эмблеме появился вариатор!
Из закромов Альянса
Начать решили с «ИксРэя» — оказывается, ещё при разработке версии Cross учитывалась возможность установки на него вариатора Jatco JF015E. Коробка эта известна у нас по кроссоверам Nissan Qashqai и Renault Kaptur, а с недавних пор ставится ещё и на Renault Logan/Sandero — её компактные размеры позволили легко имплантировать её и в XRAY Cross.
Вторая новость — XRAY Cross с вариатором оснащается и ниссановским двигателем HR16DE (по классификации Renault — H4M). При объёме 1,6 литра он выдаёт 113 л.с. и 152 Нм крутящего момента. Почему не вазовские моторы? Всё просто — на заводе решили не изобретать велосипед с квадратными колёсами и взяли проверенное временем готовое решение. Тем более, HR16DE выпускается в Тольятти — освоено даже литьё алюминиевого блока цилиндров и ГБЦ.
С таким силовым агрегатом вспоминать о версии с 1.8 и механикой даже не хочется — вариатор идеально работает в пробках, но при этом настройки таковы, что XRAY Cross шустро срывается с места, если нужно ускориться со светофора. По паспорту заявлено 12,3 секунды до сотни (что на 1,5 секунды быстрее, чем Renault Kaptur с аналогичным мотором), но в городе недостатка динамики не ощущается, держаться в потоке легко. При разгоне с места вариатор имитирует смену ступеней, не давая стрелке тахометра зависать на одних оборотах.
Нет ощущения, что XRAY Cross с вариатором как-то уступает машине с механикой и в трассовых условиях. Главное — не стесняться нажимать правую педаль в пол, если нужно кого-то обогнать. Коробка реагирует на это без задержек, да ещё и удерживает более высокие обороты, если ехать активно, но можно заранее перейти в ручной режим и выбрать нужную «ступень». Кстати, алгоритм переключения тут правильный, гоночный: вниз — от себя, вверх — на себя. Пустячок, но приятно.
Cross-бонусы почти не пропали
При этом преимущества версии Cross относительно обычных «ИксРэев» почти не исчезли — картер вариатора расположен выше подрамника, поэтому клиренс не изменился, это по-прежнему внушительные 215 мм. Cross всё так же радует электроусилителем руля, который почти избавил XRAY от врождённого недостатка — удары на руль от дорожных неровностей почти не переходят. Кроме того, усилие стало заметно меньше, что удобно в городских условиях. И есть регулировка по вылету, поэтому посадка тут лучше.
Подробно о всех изменениях «Кросса» можно узнать из нашего предыдущего теста машины с механикой, но результат действительно хорош: XRAY Cross легко справляется с любыми дефектами покрытия. Нужно только не бояться — принцип «больше скорость — меньше ям» для него применим на 100%. Главное — не попадать в ямы с острыми краями, где можно повредить 17-дюймовые шины Continental. Настройки подвески менять не стали — двигатель 1.6 с вариатором оказался лишь на 13 кг тяжелее, чем 1.8 с механикой.
Единственное, чего лишена версия с вариатором — это системы Ride Select. По сути, это продвинутая противобуксовочная система, которая меняет алгоритм работы в зависимости от выбранного режима («Грязь», «Песок»). Как пояснил Олег Груненков, руководитель проекта XRAY, основное внимание было уделено не внедорожным способностям, а именно комфорту на дорогах и в городских условиях. Хотя, повторим, геометрическая проходимость у машины с вариатором ровно такая же, как и у «механической». Пропала и кнопка Sport, хотя едва ли в ней была необходимость.
Неожиданная новинка — это появление интерфейсов Apple CarPlay и Android Auto для подключения смартфонов к мультимедийному комплексу и использования их приложений прямо на экране в автомобиле. Сама система при всей скромной графике работает достаточно шустро и радует неплохой картинкой с камеры заднего вида (она лучше, чем у многих «китайцев» и некоторых корейских моделей).
За кого боремся?
В Тольятти рассчитывают, что XRAY Cross с вариатором привлечёт молодёжную аудиторию в крупных городах, где люди не хотят ездить с механикой из-за пробок. Кроме того, Lada с этой моделью хочет попасть в каршеринг. И не без оснований — во-первых, XRAY Cross действительно хорош на любых дорогах, у него приличная шумоизоляция и плавность хода. И есть ощущение уже доведённого до ума автомобиля, которое делает его реальным соперником «бюджетных» иномарок. Во-вторых, XRAY Cross с вариатором оказался экономичнее версии с 1.8 — даже при активной езде и регулярных разгонов почти до максимальной скорости расход топлива не превысил 10 л/100 км. А, в-третьих, на него «навесили» вполне адекватные ценники.
Например, Kia Rio X-Line с автоматом стоит минимум 929 900 рублей, при этом он будет со 100-сильным двигателем 1.4. А цены на XRAY Cross начинаются с 846 900 рублей за машину с фронтальными подушками безопасности, системой стабилизации, кондиционером и 17-дюймовыми легкосплавными колёсами (хотя блестящие большие диски — не лучшая идея для использования в каршеринге).
Чуть дешевле (от 840 990 рублей) обойдётся разве что Renault Sandero Stepway City с аналогичным силовым агрегатом, но оснащён он будет похуже — нет регулировки руля по вылету и дисковых задних тормозных механизмов. Хотя, конечно, есть ещё и обычные Renault Sandero со старым четырёхступенчатым автоматом и 103-сильным двигателем (стоят они от 747 990 рублей в скромной комплектации Life).
Всего предусмотрено четыре комплектации XRAY Cross — флагманский вариант с датчиками света, дождя, комбинированной отделкой кресел, мультимедийным комплексом, камерой заднего вида, подогревами лобового стекла, руля и всех сидений, круиз- и климат-контролем стоит 971 900 рублей.
Вряд ли самая дорогая модификация возглавит продажи, но в целом перспективы XRAY Cross с вариатором кажутся оптимистичными — не исключено, что доля таких версий среди комплектаций XRAY Cross достигнет 50%. Вариатор точно не появится на обычных «ИксРэях» — для этого пришлось бы провести тот же объём переделок передней части, как у «Кросса», поэтому выбор автоматических коробок прост: либо робот у обычных кроссоверов XRAY, либо вариатор для «Кросса».
К слову, Vesta в начале статьи была упомянута не зря — сейчас идут работы над установкой этого силового агрегата (вариатор и ниссановский двигатель 1.6) и туда. Такие «Весты» должны появиться уже в ближайшие месяцы, что наверняка поднимет и без того неплохой интерес к машине, занимающей вторую строчку в рейтингах продаж в России.