Маршрутка без водителя: какой он, городской транспорт будущего?

Переход на электрические двигатели, развитие каршеринга, такси без водителя — такие принципы городской мобильности нам все настойчивее обещают футурологи. Так что готовьтесь! Автомобильные и IT-компании уже взялись за дело
Андрей Колтун

Отказ от личного транспорта в пользу общественного — пусть и не повальное явление, но уже устойчивый тренд, затронувший не один крупный мегаполис. И каршеринг — только начало. По мнению специалистов в области городской мобильности, победить пробки и увеличить безопасную скорость перемещения смогут лишь автомобили-беспилотники, способные в режиме онлайн отслеживать дорожную ситуацию и выстраивать оптимальные маршруты. Пока, правда, все это на бумаге или в виде концептов, некоторые из которых лишь только учатся ездить.

Mercedes-Benz Future Bus

Cвой городской автобус будущего немецкая фирма показала еще три года назад. Построенный на платформе популярной модели Citaro, концепт оснащен 299-сильным двигателем. В кабине есть руль и педали, но Future Bus способен передвигаться и возить людей самостоятельно. В этом ему помогает система CityPilot, которая включает не менее десятка датчиков и анализирует данные GPS. Водитель этой машине нужен лишь для контроля.

КамАЗ-1221 Ш. А. Т. Л.

Аббревиатуру в названии камские автопроизводители расшифровывают как «Широко Адаптивная Транспортная Логистика». Несмотря на столь «увесистое» название, наша «маршрутка» активно борется с лишним весом, используя в конструкции алюминий и композитные материалы. Рассчитанное на перевозку дюжины пассажиров отечественное изделие работает на электричестве и не предполагает наличие водителя.

Прошлым летом на закрытой трассе в Казани концепт уже продемонстрировал свою полную самостоятельность, прокатив самого президента Татарстана. Правда, скорость была невелика — всего 10 км/ч при заявленной максималке в 110 км/ч. В планах КамАЗа отправить несколько своих «шатлов» в аэропорт Бегишево для обслуживания бизнес-пассажиров.

Renault ez-go

Показанный год назад в Женеве беспилотный французский концепт предполагает как личное, так и общественное использование. В салоне стоят «лавочки» для шести пассажиров, есть беспроводные зарядки для гаджетов, предусмотрен доступ в Интернет и место для багажа. Передвигается это чудо без помощи водителя исключительно на электротяге. Максимальная скорость ограничена 50 км/ч. В планах компании превратить прототип в серийную модель уже в 2022 году.

Bosch concept shuttle

В случае представленного прошлой зимой на выставке электроники в Лас-Вегасе концептуального шаттла речь не идет о конечном изделии для производства. Похожий на аквариум кузов немцы использовали как оригинальную упаковку для демонстрации технологий и готовых комплексных решений в области беспилотного городского транспорта. Экспоненты свято верят в силу своего продукта. По заявлению члена совета директоров компании доктора Маркуса Хайна, в будущем каждая машина на дороге будет использовать цифровые решения от Bosch.

Scania NXT

В компания Scania считают, что уже в ближайшем будущем, в 2030 году, одно и тоже шасси сможет послужить не только для перевозки людей, но также для транспортировки товаров и сбора мусора. Концепт Scania NXT — это беспилотная платформа, на которую в зависимости от текущих потребностей можно установить различные рабочие модули. Машина может утром работать пассажирским автобусом, днем — грузовиком, а по ночам — бесшумным экологичным мусоровозом. Тяга-то электрическая!