- Вы заметили, что экологический транспорт — это в большей части сегодня про автомобили. Но, значит, речь все-таки может идти о чем-то еще. Оговорка не случайна? С учетом существующего запроса на сохранение речных и морских экосистем есть ли предпосылки для перехода на более экологичные суда, например?
- Действительно, сегодня, говоря о развитии проектов в области экологичного транспорта, нельзя не упомянуть водный транспорт, ведь его роль сильно возросла. За последние 30 лет объемы мировой торговли увеличились в 5 раз на фоне трехкратного роста мирового ВВП, значительно усилилась роль морских портов как центров глобальных логистических цепочек — более 85% всех международных грузоперевозок уже осуществляется по морю.
Несмотря на то, что водный транспорт изначально один из самых «чистых», на фоне увеличения общего антропогенного загрязнения морских и речных акваторий и водоохранных зон существенно возросли требования к экологической безопасности судоходства. Так, Международной морской организацией (IMO) введен запрет на использование несоответствующего новым нормам морского топлива на борту судов с 1 января 2020 года.
Кроме того, существенно снизить вредные выбросы в атмосферу позволяет развитие применения систем электродвижения (СЭД). На настоящий момент СЭД занимают незначительную долю (около 15-20%) на мировом рынке гражданской судостроительной продукции по сравнению с традиционными схемами движения, например, такими как дизельные установки. Однако в последнее время данные системы активно развиваются и получают всё большее применение в сфере гражданского судостроения.
Суда с системами полного электродвижения, в которых в качестве источника питания применяются аккумуляторные батареи, характеризуются относительно небольшой дальностью хода, скоростью до 10-14 узлов, ограниченной грузо- и пассажировместимостью. Одним из основных направлений развития таких судов является создание «экологически чистых» транспортных речных судов и судов класса «река-море», в том числе беспилотных, для обеспечения высокоинтенсивных перевозок грузов и пассажиров на относительно коротких маршрутах.
В Российской Федерации накоплен значительный опыт в области создания электроэнергетических систем кораблей и судов с системами полного и частичного электродвижения. За последние годы отечественными предприятиями и компаниями (ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ЦНИИ СЭТ), АО ЦМКБ «Алмаз», ООО НПК «Морсвязьавтоматика», АО «Холдинговая компания “Ак Барс”», Группа компаний «ФОРСС») разработан ряд проектов транспортных судов, в которых аккумуляторные батареи используются в качестве основных источников энергии.
В настоящее время ООО «НПК «Морсвязьавтоматика» выполняет работы по изготовлению опытного образца судна катамаранного типа с системой полного электродвижения на аккумуляторных батареях. Также для Калининградской области прорабатывается вопрос строительства среднемагистрального автомобильно-пассажирского экологически чистого парома на электроходу.
В настоящее время два конструкторских бюро Объединенной судостроительной корпорации разрабатывают проекты различных сухогрузов на сжиженном природном газе (СПГ). Если говорить о безэкипажных судах, то у этого сегмента наряду с уменьшением расходов и повышением безопасности судоходства также есть экологические преимущества: автоматизированные системы судов смогут рассчитывать оптимальные параметры плавания и снижать расход топлива.
На Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге уже началось строительство безэкипажного научно-исследовательского судна «Пионер-М» — первого в отечественном кораблестроении, создаваемого промышленным способом, на котором в качестве источника энергии будут использоваться солнечные батареи. Это важный этап и для отечественных корабелов, и для наших ученых.