Правда, и первый и второй оказались не слишком успешными проектами с коммерческой точки зрения. И хоть «Конкорд» летал с 1976 по 2003 годы, он практически не приносил прибыли своим создателям (жизнь Ту-144 была значительно короче — пассажирские перевозки осуществлялись лишь семь месяцев с ноября 1977 по июнь 1978). Причина — слишком высокие эксплуатационные расходы. В первую очередь — на топливо.
Однако в XXI веке запрос на «скорость» никуда не делся. Именно поэтому все с большим волнением следят за судьбой самолета Overture, который делает компания Boom Supersonic. Изначально было обещано, что в этом году состоится первый полет нового сверхзвукового пассажирского лайнера. Однако недавно появилась информация, что он переносится на 2020 год. Можно начинать волноваться за будущее сверхзвуковых полетов?
Создатели уверяют, что нет. Мол, перенос первых полетов связан с необходимостью повысить безопасность Overture, а также улучшить устойчивость и управляемость самолета на высоких скоростях. К тому же не надо забывать, что от момента первого полета до начала коммерческой эксплуатации самолета обычно проходит немало лет — если все пойдет удачно, то первых пассажиров летательный аппарат сможет перевезти не раньше 2025-2027 годов.
Из Сингапура в Америку
Ожидается, что Overture (55-75 пассажирских мест) будет способен летать со скоростью около 2300 км/ч, а вот какое он сможет преодолевать расстояние — еще неизвестно. Изначально звучала цифра около 8 тыс. км. Но стало понятно, что этого недостаточно для «самолета будущего». 8 тысяч, конечно, хватит, чтобы долететь из Нью-Йорка в Париж (5,8 тыс. км), но при этом явно недостаточно, чтобы связать Сингапур и Нью-Йорк. А ведь сейчас на преодоление более 15 тыс. км между этими городами пассажиры тратят 18,5 ч. И это в случае прямого перелета на Singapore Airlines. А с пересадками порой получается больше суток! На этом направлении сверхзвуковой самолет был бы как нельзя кстати.
Спать в самолете не придется
Но чем же Overture будет лучше того же «Конкорда»? Создатели уверяют, что этот самолет окажется заметно дешевле в эксплуатации, что позволит сделать билеты на него не слишком дорогими. Сейчас речь идет о том, что билет на полет на сверхзвуке будет стоить столько же, сколько и билет в бизнес-класс на «обычных» самолетах (сумма тоже получается немалой — если сейчас покупать «бизнес» Сингапур-Нью-Йорк на октябрь, то прямой перелет обойдется в 360 тысяч рублей за туда-обратно). Сделать адекватной стоимость перевозок позволит то, что Overture будет требовать не слишком много топлива. Причем речь идет не о керосине, а о биотопливе, которое эффективнее.
В Boom Supersonic уверяют, что расходы авиакомпаний на перевозку одного пассажира в самолете Overture будут на 75% ниже по сравнению с перевозкой пассажира бизнес-класса в нынешних лайнерах. Хотя бы потому, что для них не нужно будет делать больших кроватей — даже самые долгие перелеты будут занимать лишь несколько часов, поэтому спать на борту не придется.
Уже сейчас в Boom Supersonic разработали более 500 маршрутов для своих самолетов (тот же «Конкорд» в последние годы летал лишь по линиям Нью-Йорк-Париж и Нью-Йорк-Лондон). Мало того, у Boom Supersonic уже есть и предварительные заказы — компания Virgin собирается купить 10 самолетов, а Japan Airlines хотела бы получить 20 сверхзвуковых машин.
Иные
Не только Boom Supersonic сейчас работает над сверхзвуковым самолетом. Пожалуй, их самым сильным конкурентом является другая американская компания Aerion. Но она работает над самолетом несколько иного формата. Если Overture представляет собой относительно большой лайнер (до 75 мест), то Aerion AS2 должен будет вместить всего 8-12 пассажиров (существует мысль о том, что «Конкорд» погубила именно большая вместительность, что не позволило превратить этот самолёт в бизнес-джет). Причем одним из основных партнеров этого проекта недавно стал могучий Boeing.