Знаете, что такое РСКГ? Это — российская серия кольцевых гонок, которая из года в год набирает обороты и привлекает всё больше участников и зрителей. Появились онлайн-трансляции, заезды высшего класса «Туринг» показывает телеканал «Матч ТВ», а календарь соревнований включает в себя семь трасс на территории РФ, включая «Сочи Автодром», который принимает и Формулу-1. Минувший этап прошёл на «Смоленском кольце», и там во всей красе блеснули жёлто-чёрные машины команды Лада Спорт «Роснефть». Так что это за гонки? Рассказываем.
Вершина российского кольца — это класс «Туринг», где технические требования с недавних пор унифицированы с другими региональными чемпионатами TCR. Причем на машины TCR переключилось и мировое первенство, что привлекло немало производителей. Даже в РСКГ присутствуют марки Lada, Hyundai, Audi, Volkswagen, Cupra. Команды и гонщики получают готовый качественный заводской продукт, который не нужно «дорабатывать напильником», а регламент относительно прозрачен — хотя и присутствует так называемый «баланс сил», когда руководство серии регулирует мощность, массу и дорожный просвет автомобилей в зависимости от результатов предыдущих гонок.
Lada представлена седаном Vesta TCR — под капотом у неё турбомотор 1.8 (блок взят от Renault Megane RS и Alpine A110), форсированный до 340 л.с. и 410 Нм. Коробка передач — секвентальная, фирмы Sadev. А вместо балки сзади установлена двурычажная подвеска. Минимальная масса машины с гонщиком — 1265 кг, но перед этапом в Смоленске «Весты» весили 1335 кг.
Соперники у заводских «Лад» грозные — чемпионы страны Дмитрий Брагин на новом Hyundai i30 N TCR и Алексей Дудукало на Audi RS 3 LMS. Плюс немало молодых и быстрых пилотов. И если в первой гонке на «Смоленском кольце» опытные Кирилл Ладыгин и Михаил Грачёв (тоже, к слову, чемпионы России) были в тени, то во втором заезде Ладыгину на подсыхающей трассе удалось выиграть при старте с девятой позиции! Благодаря этому прорыву Кирилл поднялся на третью строчку чемпионата и уступает всего 7 очков Брагину и 4 — Дудукало.
Класс попроще — это «Суперпродакшн». Тут машины уже ближе к дорожным — например, Lada Vesta в этой категории оснащается вазовским двигателем объемом 1,6 литра. Конечно, общий тут только блок цилиндров, с турбонаддувом мощность достигает 255 л.с., а крутящий момент — 340 Нм. Аэродинамика здесь менее изощрённая, чем у «Весты» TCR. А небольшой задний спойлер на крышке багажника — точно такой же, как у серийного седана Lada Vesta Sport.
В прошлые сезоны особых соперников у «Лады Спорт» в этом классе не было — только старые гоночные «Хонды», хэтчбек Volkswagen Scirocco, подготовленный выходцами из любительских соревнований по тайматаку, и седаны Lada Granta, адаптированные из машин канувшего в Лету Granta Cup. Но в 2019-м появились две Subaru BRZ команды Sofit-Racing.
И если в первой гонке в Смоленске Lada Sport праздновала безоговорочный дубль во главе с Владиславом Незванкиным, то переменчивая погода и смелая тактика Дмитрия Лебедева на Subaru, который стартовал на слике, когда все соперники выбрали дождевые шины, принесла нижегородцу победу буквально на последнем круге! Впрочем, пока это никак не сказалось на положении в чемпионате, где лидирует напарник Незванкина — Андрей Петухов.
Зачёт Touring-Light в этом году находится в кризисе, на старт в Смоленске вышло лишь шесть автомобилей (поэтому они объединены в один заезд с «Супер-продакшн»). Представлены в классе Volkswagen Polo, Peugeot 208 и такая экзотика, как... седаны Ravon R3 Nexia. Но и здесь есть единственный хэтчбек Lada Granta, причём не в составе заводской команды. И это не помешало Роману Голикову на «Ладе» выиграть первую гонку в Смоленске! Причём сейчас он находится на втором месте в турнирной таблице и имеет все шансы побороться с многоопытным и харизматичным ветераном Владимиром Череванем, возглавляющим чемпионат.
Наконец, самый скромный и самый доступный для участия класс S1600, который в прежние годы назывался «Национальный». Как легко догадаться из названия, сюда допущены автомобили, выпущенные на территории России, с объёмом двигателя 1,6 литра — это Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio (и приподнятая версия X-Line) и хэтчбеки Lada Granta. К сожалению, если раньше в «Национальном» собиралось чуть ли не по 30 участников, то в этом году состав поредел вдвое!
И это странно, ибо машины S1600 относительно простые: атмосферные двигатели выдают примерно по 155 л.с. и 165 Нм, коробка передач — серийная, с блокировкой дифференциала дискового типа. Даже тормоза остаются штатными — Lada Sport меняет лишь передние колодки на Ferodo DS3000. И 14-дюймовые шины, в отличие от старших классов, имеют допуск на дороги общего пользования — это псевдослики Yokohama Advan A048. Подвеска имеет регулировки по высоте и жёсткости, задняя балка усилена, впереди у «Гранты» — подрамник.
Новая Lada Granta R1 с начала сезона успела столкнуться с «детскими болезнями», причём возникли сложности и организационного характера — результаты первого этапа в Грозном были аннулированы, на следующих гонках в Нижнем Новгороде возникали технические проблемы, но Lada Sport серьёзно отыгралась в Смоленске — два дубля в двух заездах!
Причём первую гонку выиграл Владимир Шешенин, а вторую — его напарник Михаил Митяев. Оба они — обладатели Кубка России (Владимир выигрывал в классе «Национальный», а Митяев два года подряд становился победителем в «Супер-продакшн»). Но неудачный старт сезона привёл к тому, что пока они далековато от верхних строчек в таблице — Митяев пока 5-й, а Шешенин — 7-й. И, возможно, они смогут продолжить победную серию и на следующем этапе, который состоится 12-14 июля в Казани. Приезжайте, вход для зрителей бесплатный!