Российские автомобилисты в 2018 году потратили на автозапчасти и услуги по ремонту своих автомобилей порядка 2 трлн рублей, говорится в исследовании аналитического агентства «Автостат», с которым ознакомились «Известия». На эти деньги можно было построить девять крымских мостов или провести еще три чемпионата мира по футболу. Запчасти стремительно дорожают, и всё больше граждан отдают предпочтение подделкам, китайским неизвестным брендам и восстановленным деталям. «Известия» разбирались, куда уходят деньги автомобилистов.
Год жестянщика
В 2018 году парк легковых автомобилей России достиг отметки в 43,5 млн штук, общий прирост за год составил около 2 млн машин. И хотя за прошедший год продажи новых автомобилей показали ощутимый рост, в стране наблюдается устойчивая тенденция старения автопарка. Возраст более половины автомобилей (54%) превышает 10 лет. Если в 2017 году средний возраст автомобилей в России составлял 12,9 года, то годом позже он уже достиг отметки в 13,1 года.
Логично, что стареющие автомобили необходимо чаще обслуживать и ремонтировать. За прошлый год россияне потратили на услуги автосервисов 575 млрд рублей, но куда больше денег ушло на автозапчасти — 1,39 трлн рублей, говорится в исследовании «Автостата». В среднем в год автовладелец тратит на ремонт и техническое обслуживание около 32 тыс. рублей. Разумеется, это среднестатистический показатель. У автомобилей премиум-класса и бюджетных седанов стоимость ежегодного сервисного обслуживания ощутимо отличается.
К примеру, по данным онлайн-сервиса «Авто ТСО», за год заметно подорожали кузовные (+11%) и механические (+50%) запчасти на бюджетник Volkswagen Polo. У седана Skoda Rapid, который, по сути, является копией Polo, эти же запчасти, наоборот, подешевели (на 2 и 4% соответственно), что, правда, объясняется их изначально высокой ценой. Стоимость кузовных (-11%) и механических (-12%) деталей снизилась и у популярного среднеразмерного кроссовера Toyota RAV4. А у конкурента Nissan Qashqai цены на эти комплектующие остались на том же уровне.
В то же время практически у всех моделей отмечается резкое снижение цен на плановое техобслуживание (замена фильтров, моторного масла и колодок), что объясняется высокой конкуренцией в сегменте ТО.
Дешевле не значит лучше
Снижение цен приходится на небольшую категорию компонентов, и эта выгода отнюдь не связана с улучшением качества. Иностранные производители пытаются снизить стоимость деталей для России за счет упрощения конструкции и комплектности автомобиля, применяют более дешевые материалы и выбирают поставщиков с более выгодным предложением по соотношению цены и качества. Однако не всегда это работает, отмечает генеральный директор маркетинговой компании «GiPA Россия» Александр Груздев.
Эксперт приводит пример, как в 2017 году компании Volkswagen из-за курсовых колебаний пришлось отказаться от поставки полнокомплектного двигателя 1.6 в пользу так называемого шорт-блока — урезанный ремонтный набор ключевых элементов мотора. Этот элемент существенно дешевле двигателя в сборе. Компания Toyota по той же причине вынуждена была сменить для некоторых моделей аккумулятор, подобрав вдвое дешевле российский аналог.
«С запчастями ситуация неоднозначная. Больше всего растут цены на запчасти, производство которых не локализовано в России, — это, скажем, тормозные колодки, оптика, различные датчики, сцепление, элементы навесного оборудования мотора (стартеры, генераторы, помпы и т. д. — Прим. “Известий”). В то же время такие элементы, как моторные свечи, стекла, шины, аккумуляторы, производящиеся в нашей стране, наименее подвержены росту», — отмечает Александр Груздев.
Официал, до свидания!
Сокращение продажи новых автомобилей больше всего ударило по оригинальным запчастям — тем, которые продаются в официальных дилерских станциях под одним брендом с маркой автомобиля. От этих деталей наблюдается переход клиентов к более доступным альтернативным запчастям хорошего качества таких компаний, как Bosch, Kayaba, Valeo Lemforder, SACHS, Brembo, MOOG, TRW, и прочих.
После окончания гарантийного срока и перепродажи автомобиля деньги второго владельца, в свою очередь, от альтернативных компонентов перетекают к продавцам так называемых неоригинальных запчастей. Как правило, это отечественные фирмы или неплохо зарекомендовавшие себя компонентные производители из Восточной Европы и частично из Юго-Восточной Азии.
Третьи и четвертые владельцы автомобилей, а также наименее состоятельные автомобилисты становятся клиентами продавцов низшей категории автозапчастей. Это, что называется, детали без имени из Китая, подделки, контрафакт, запчасти с авторазборок. Сейчас из-за старения автопарка именно этот сегмент запчастей развивается наиболее быстрыми темпами, отмечает Груздев.
Уход автомобилистов от дорогостоящих автокомпонентов развил новый вид бизнеса — восстановленные запчасти. Продажи таких запчастей стремительно растут, потому что человек по цене чуть выше запчасти с разборки покупает практически новую деталь, отмечает Алексей Чецкий, представитель компании Touareg Pro.
«Взять генератор или стартер: прочный корпус у них остается старым, а внутренности полностью заменяются новыми компонентами. Новая запасная часть в сборе обойдется гораздо дороже. К примеру, новый стартер может стоить 15-20 тыс. рублей, на разборке — около 5 тыс. рублей, но непонятно, сколько он проходит, а ведь нужно будет потратить время и отдать деньги за его установку. Может случиться так, что через месяц снова случится поломка. А за условные 7 тыс. рублей человек приобретает восстановленный генератор, у которого даже гарантия есть, как правило, около полугода, — рассказал Чецкий.
Наиболее популярны на рынке восстановленных автозапчастей сложные агрегаты, дорогие при замене: рулевые электроусилители, вариаторы, роботизированные и автоматические трансмиссии и прочее.