Флагманом остается АвтоВАЗ, реализовавший 717 263 автомобиля – на 6,4% выше показателя 2002 года. При этом доля АвтоВАЗа в общем объеме продаж легковых автомобилей российских производителей составила без малого 70%.
По мнению аналитика компании BKG Владимира Скопцова, назвать этот результат выдающимся сложно, даже несмотря на то что прирост все-таки есть. «Средний годовой рост продаж по отрасли составляет 9%. ВАЗ со своими 6,4% не смог набрать даже этой цифры, – считает Скопцов. – Завод попал в такое положение по нескольким причинам. Во-первых, кризис сбыта повлиял на объемы производства завода – по итогам прошлого года ВАЗ произвел меньше автомобилей, чем в 2002 году. Во-вторых, в прошлом году ВАЗ несколько раз повышал цены на свои машины, причем не всегда обоснованно. Если бы не эти обстоятельства, то у тольяттинцев были бы более впечатляющие цифры»,– отметил Скопцов.
Что же касается доли ВАЗа на рынке в текущем году, то, по прогнозам эксперта BKG, она изменится незначительно и, скорее всего, в сторону уменьшения – должен вырасти спрос на иномарки, в том числе и отечественной сборки.
«ИЖ-Авто» завершил год с хорошим результатом. Продав в 2003 году 77 891 автомобиль, завод прибавил 18%, оставшись на втором месте (доля на рынке – 7,6%). По мнению экспертов, в нынешнем году ИЖ имеет шансы увеличить свое присутствие на рынке лишь в том случае, если на мощностях завода начнется производство Kia Sephia – «Ода» и вазовские «четверки-шестерки» увеличить продажи завода не смогут. В лучшем случае они останутся такими же, как и сейчас.
Продажи ГАЗа и УАЗА в прошлом году упали – на 13,5% и 2,7% соответственно.
Нижегородцы продали 56 783 автомобиля. Тем не менее на ГАЗе оптимизма не теряют и надеются поправить дела за счет «рестайлинговой» «Волги», к выпуску которой завод приступил в минувший понедельник. Что будет со спросом, предугадать сложно. Эксперты, по крайней мере, настроены пессимистично – в машину внесено не так много изменений, поэтому спрос не должен сильно возрасти.
УАЗ продал 32 676 машин, что на 2,7% меньше, чем в 2002 году. По мнению аналитиков, это неплохой результат, учитывая, что в конце 2003 года с конвейера сняли две модели – «УАЗ-3160» и «УАЗ-31512», на замену которому пришел «УАЗ-Hunter».
Производители «Оки» завершили год с небольшим общим приростом. КамАЗ продал 39,5 тыс. автомобилей, прибавив 2,6%, а продажи CеАЗа уменьшились на 0,2% – 19 402 машины. «В следующем году продажи этих предприятий должны уменьшиться. Нынешняя «Ока» устаревает, спрос на нее, соответственно, падает. А второе поколение российской малолитражки ни КамАЗ, ни СеАЗ на конвейер не ставят», – отмечает Владимир Скопцов. У руководства этих предприятий, впрочем, иное мнение – они уверены, что спрос на дешевую машину класса А в России не удовлетворен и продажи останутся на нынешнем уровне. Делать и продавать больше машин не позволяют мощности главного поставщика агрегатов – АвтоВАЗа.
СП «GM-АвтоВАЗ» за год продало 21 759 автомобилей. По словам Скопцова, результат мог быть и получше, если бы СП не повышало цены на Chevrolet-Niva.
Напомним, что за год с небольшим с начала производства они менялись уже четыре раза. На официальной презентации в конце 2002 года цену выставили на уровне $8 тыс. в базовой комплектации. Сперва она выросла на $500, затем $8,5 тыс. превратились в 8,5 тыс. евро, и лишь в декабре машина подешевела и стала продаваться за рубли. Впрочем, не лучший относительно 35-тысячных планов результат завода связан и с ограниченными производственными мощностями – по заверениям представителей завода, ВАЗ недопоставил кузова.
Самых ощутимых успехов за 2003 год удалось добиться сборочному предприятию ТагАЗ и заводу Ford во Всеволожске. Несмотря на периодические остановки конвейера из-за недостатка машинокомплектов, дилеры южан сумели продать 6232 Hyundai Accent – рост на 325%. При этом в московских автосалонах за таганрогским «Акцентом» выстраиваются очереди.
Всеволожский завод Ford Motor в 2003 году выпустил 16 261 автомобиль, а продал 16 889 машин. То есть при существующем ажиотажном спросе на «Фокусы» продажи завода напрямую зависят от его производительности. По оценкам экспертов, такая ситуация не должна измениться по крайней мере в этом году. До конца года интерес к «Фокусу» остыть не должен. А в следующем году нынешнюю модель должно сменить второе поколение «Фокусов». Скорее всего, оно тоже будет пользоваться повышенным спросом, если только ценовая политика компании не изменится.