Пока на рынке США — главном для «Теслы» — компания уверенно держит лидерство среди электрокаров и подзаряжаемых гибридов. На долю этой марки приходится 49% рынка по итогам первых трех месяцев 2019 года, что на 2% больше, чем в 2018. Ну а Tesla Model 3 уверенно занимает первое место по продажам среди экологически чистых машин, опережая своего ближайшего соперника почти в пять раз — если «Трешка» разошлась в США тиражом 22 425 штук, то Chevrolet Bolt нашел только 4,3 тыс. покупателей.
Каннибализм
Однако аналитики обращают внимание, что одновременно с ростом спроса на Tesla Model 3 наблюдается серьезное падение продаж больших Model S и Model X. Так, по итогам марта спрос на седан S снизился на 33%, а кроссовер X потерял 23%. Аналогичная ситуация и на других мировых рынках. А ведь именно дорогие Model S и Model X приносят «Тесле» больше всего прибыли!
Причин для снижения популярности Model S и Model X называют несколько. В первую очередь это так называемый «внутренний каннибализм», когда одна модель начинает «пожирать» другую — многие клиенты, покупая более дешевую и современную Model 3, не понимают, зачем им переплачивать в 1,5-2 раза за S или X.
Кроме того, Model S сейчас выглядит уже откровенно устаревшей моделью. Ведь впервые прототип этого седана был представлен еще в 2009, а производство началось в 2012 году. То есть с момента начала продаж Model S прошло уже 7 лет, а для современного автомобильного рынка это большой срок. Между тем, второго поколения модели пока не предвидится (а небольшими изменениями внешности дело не исправить).
Модель старая — цены новые
При этом Tesla Model S — несмотря на свой возраст — дорожает. Так, совсем недавно американцы заявили, что больше не будут принимать заказы на базовую версию Model S Standard Range с батареей емкостью 75 кВт∙ч. То есть если раньше Model S можно было купить в США за 79 тысяч долларов (без учета субсидий от властей), то отныне речь идет о 85 тысячах (батарея, правда, тут уже емкостью 100 кВт∙ч).
Да и стоимость других Tesla увеличивается. Например, отныне Model 3 на сайте будет продаваться только с автопилотом из-за чего цена версии Standard Plus выросла с 37,5 тыс. долларов до 39 тысяч. А заказать базовую модель за 35 тысяч на сайте больше нельзя — она все еще доступна, но лишь при посещении шоурума. К тому же комплектация такой машины стала беднее (больше не будет функции потоковой передачи музыки, навигации и подогрева кресел).
Еще одна серьезная угроза — это появление сильных конкурентов. По итогам первого квартала 2019 года они еще не оказывают сильного давления на «Теслу» (например, в США продано всего 608 кроссоверов Jaguar I-Pace). Однако ближе к концу года ситуация может измениться. Не говоря уже про 2020 и 2021 годы, когда на рынке появится несколько новых электрокаров от Audi, Mercedes-Benz и других компаний.