В России испытывают «вечное сцепление»: что это такое?

На Дальнем Востоке начинается тестовая эксплуатация грузовика Mercedes-Benz Arocs 3352 AS, оборудованного турборетардер-сцеплением. Что это такое?
Алексей Кованов

Представьте себе гружёный самосвал, который пытается тронуться на 60-процентом грунтовом подъёме. Водители грузовиков скажут, что это бесполезно — 100% спалишь сцепление! Проще аккуратно скатиться вниз, а потом влететь на подъём ходом. Но Mercedes предлагает чудесное устройство, которое позволяет без проблем выполнять такие упражнения: это «турборетардер-сцепление» (Turbo-Retarder-Kuplung — ТRK).

Агрегат представляет собой сочетание гидродинамической передачи и моторного тормоза. Эта штуковина позволяет грузовику плавно тронуться, сберечь тормоза (тормозное усилие 350 кВт), а также не скатиться назад.

Фактически, турборетардер-сцепление — аналог классического гидротрансформатора, который устанавливается между маховиком и сцеплением. Друг напротив друга установлены насосное и турбинное колёса, которые между собой не имеют физического контакта (насосное колесо — со стороны двигателя, турбинное — со стороны трансмиссии), а передача усилия осуществляется между колёсами при помощи масла ATF.

Всё это работает следующим образом. Когда водитель нажимает на педаль акселератора, внутрь агрегата закачивается масло, после чего происходит «силовое замыкание» двигателя и трансмиссии. При этом сцепление замыкается быстро и плавно, а самое главное — вообще без износа! Даже если крутящий момент мотора доходит до 3000 Н.м. Количество масла регулируется, чтобы адаптировать передачу момента под конкретную ситуацию.

Сразу после начала движения турборетардер-сцепление замыкается, масло из корпуса удаляется (под воздействием центробежной силы), а «силовое замыкание» между двигателем и трансмиссией происходит самым обычным образом — через обычное фрикционное сцепление. Выгоды такого решения очевидны. Сжечь сцепление при экстремальных нагрузках невозможно, а расход топлива остаётся на прежнем уровне.

Эта техническая новинка пригодится не только для карьерной и лесовозной техники, но и для грузовиков, которые работают на стройплощадках, а потому вынуждены много и часто маневрировать — в таких условиях обычное сцепление тоже живёт недолго. Кроме того, хитроумный агрегат работает как тормоз-замедлитель (он же — «горный тормоз»), который не позволит перегреть тормоза на сильном уклоне.

Впервые «вечное сцепление» Mercedes показал около года назад — эту опцию начали предлагать европейским клиентам марки по цене около 10 тысяч евро. Но как эта штуковина поведёт себя на российском бездорожье? И российский офис немецкой марки решил провести масштабные тесты. Mercedes-Benz Arocs 3352 AS будет возить тяжёлую строительную технику по стройкам Дальнего Востока. Посмотрим, чем это закончится!

Проводимые испытания позволят подтвердить надежность и высокую работоспособность агрегата при сложных российских условиях, таких, как большие перепады температур ночью и днем, неразвитая инфраструктура и другие
Компания ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС