«Умные» маршрутки: какой транспорт готовится выйти на дороги

Мир стремительно меняется: то, что раньше казалось плодом воображения писателей-фантастов, становится действительностью
Валентина Бондарь

Нидерланды

Одной из первых программ по перевозке людей беспилотными транспортными средствами стала ParkShuttle в Капелле-ан-ден-Эйссел, Нидерланды. Парк работает с 1999 года, шаттлы курсируют между станциями метро Kralingse и Rivium. Сейчас принято решение не только о введении на линию шести дополнительных транспортных средств, которые разработает компания 2getthere, но и о продлении маршрута до остановки у моста Van Brienenoordbrug в Роттераме, в результате чего часть пути проляжет по дорогам общего пользования. Предполагается, что транспортные средства выйдут на новый маршрут в 2019 — 2020 годах.

Контент недоступен

В другом голландском городе, Вагенинген, беспилотные автобусы появились в 2016 году. Тогда в провинции Гелдерленд в рамках проекта WEpod выехали на маршрут два автономных шаттла WURby и Welly. Они курсировали по дорогам общего пользования сначала на совсем коротком участке, а после серии испытаний стали перевозить пассажиров между станциями Ede-Wageningen и WUR. Автобусы оборудованы всевозможными датчиками для обеспечения безопасности движения. Максимальная скорость — 25 км/ч, хотя передвигаются они гораздо медленнее. Испытания длились несколько месяцев, после чего перед властями провинции встал вопрос, продолжить ли проект или свернуть. И в начале 2017 года WEpod получил дополнительные субсидии и необходимую поддержку. И шаттлы остались на своих маршрутах еще на три года.

Швейцария

В Швейцарии свои беспилотные шаттлы тестировали сразу две компании.

В Лозанне работали беспилотные автобусы EZ10 французской компании EasyMile. Это автоматизированные транспортные средства без «куратора-водителя» на борту: не предусмотрено даже рулевое колесо. Курсируют EZ10 по 2,5 километровому маршруту между железнодорожным вокзалом и университетом. Примечательно: за 6 месяцев тестирования, предшествующие запуску беспилотных автобусов на регулярные маршруты, с их участием не произошло ни одного дорожно-транспортного происшествия.

Контент недоступен

Еще в двух швейцарских городах (Сион и Валь) курсируют беспилотные автобусы Arma другой французской компании: Navya. Шаттлы Arma рассчитаны на 11 пассажиров. Изначально было заявлено, что тесты будут проходить до конца 2018 года, но пока о результатах ничего неизвестно.

Греция

Контент недоступен

Небольшой город Трекала стал пионером по внедрению беспилотных автобусов в Греции. Автобусы CityMobil2 французского производства успешно курсируют по выделенной полосе. Рассчитаны автобусы всего на 10 пассажиров, да и ездят со скоростью всего 19 км/м, зато бесплатны.

Финляндия

После успешного тестирования беспилотного восьмиместного EasyMile EZ10, с 2018 года в Хельсинки стал регулярным маршрут «RoboBusLine». Он проходит по специально выделенной для электромобилей полосе. Но на официальном сайте красуется предупреждение, что автобус временно не работает, движение продолжится весной 2019 года.

В этом году начнутся тестовые испытания в трех финских городах японского роботизированного автобуса Gaсha. Планируется, если опыт будет удачный, то к 2020 году запустить коммерческие рейсы по всей стране. Gaсha — 16 местный микроавтобус: в нем 10 мест для сиденья и 6 — стоячих.

Контент недоступен

Эстония

Вслед за Финляндией, в законодательство Эстонии внесены поправки, разрешающие движение беспилотных микроавтобусов на дорогах общего пользования. Впервые самоуправляемый автобус появился в столице Эстонии в 2017 году: Easymile EZ10 ездил 500 м только в светлое время суток. Вскоре мэрия подала заявку на участие Таллина в международной программе по переходу на экологические виды городского транспорта. По условиям проекта до сентября 2020 года вместе с традиционным общественным транспортом будут курсировать роботизированные 6-8 местные автобусы.

Список стран, в которых внедряются беспилотные автобусы, с каждым годом расширяется. Потому по прогнозам компании Juniper Research Limited из Великобритании, к 2027 году на дорогах мира общее количество беспилотных транспортных средств составит 50 000 000 единиц, из которых 10 000 000 приходится на США, а еще 15 000 000 на Дальний Восток и Китай.