Электромобили против нефти. Кто победит?

Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.ru

Рост спроса на электромобили снижает потребление углеводородного топлива. Нефтяникам пора бить тревогу?

В России доля электромобилей стремится к нулю, поэтому нефтяные компании еще очень долго могут не переживать по поводу спроса на топливо на внутреннем рынке. Но в мировом масштабе «электрички» начинают потихоньку влиять на структуру потребления углеводородов.

Согласно свежему отчету Bloomberg NEF, в этом году электромобили сократят потребление бензина и дизтоплива еще на 96 тысяч баррелей в день (15 264 000 литров), а суммарное «замещение» составит 352 тысячи баррелей в день — примерно столько же «сжигают» такие страны, как Перу или Португалия.

Главная опасность для нефти

На первый взгляд кажется, что это значительно, но рост спроса на нефть с 2011 года вырос до 12 миллионов баррелей в день — общее потребление составляет 100,6 миллиона. Получается, что влияние электромобилей — это какие-то 0,35% от мирового спроса! Однако важны не абсолютные значения, а тенденция — в 2019-м замещение в 14 раз больше, чем в 2014-м. И в дальнейшем будет только расти.

И главная угроза — это вовсе не электромобили, а электробусы, которые сейчас активно внедряет Китай и некоторые другие страны. Из 352 тысяч баррелей в день 270 тысяч приходятся именно на такую технику. Аналитики Bloomberg NEF подсчитали, что 1000 электробусов «замещает» 500 баррелей в день, а 1000 электромобилей — всего лишь 15 баррелей. Причины, конечно, в больших пробегах и постоянном использовании.

Нефть останется

По прогнозам к 2040 году развитие электромобилей, подогреваемое правительствами многих государств и общественным мнением, приведет к тому, что они снизят потребление на 6,4 миллиона баррелей в день. А еще 7,5 миллионов «сократят» технологии, сокращающие расход топлива в двигателях внутреннего сгорания. Напомним, что сейчас мир ежедневно тратит по 100 млн баррелей. Так что вряд ли электромобили заставят плохо спать боссов нефтяных компаний. О полном отказе от углеводородов не может быть и речи.

Вадим Гагарин