Magdeburg water bridge, Mittellandkanal: «перекресток водных улиц»
Самый большой из действующих мостов, по которым ходят корабли, построен в немецком городе Магдебург. Идея соединить два канала с Эльбой возникла еще в конце 18 века, однако была реализована лишь в 2003 году. Мост, который называют «водный крест», упростил судоходство между Среднегерманским каналом и каналом Эльба-Хафель.
До строительства судам приходилось проделывать сложный путь по малым соединительным каналам, «наматывая» дополнительные 12 километров. Длина судоходного акведука — 912 метров, из них 227,4 — над Эльбой. Ширина желоба — 32 м, а глубина — 4,5 м. Кроме водной артерии, на акведуке оборудованы пешеходные и велосипедные дорожки.
Бриарский водный мост
Хотя французский Бриарский водный мост отдал первенство Magdeburg water bridge по длине, но остался старейшим в Европе. Акведук строили 40 лет (1602-1642) 12 000 человек. Canal de Briare соединил реки Сена и Луара. Его длина — 56 км, глубина — 1,8 м. Судоходство поддерживали 36 шлюзов (на самом сложном участке лодкам приходилось проходить 7 шлюзов).
В конце 19 века возведен новый акведук, ставший самым длинным в Европе (в его создании принимал участие известный инженер Гюстав Эйфель). Длина нового водного моста составила 662,7 м, ширина — 11,5 м, глубина — 2,2 м. Желоб моста удерживает 13 000 тонн воды. Спускают воду 8 шлюзов.
Акведук Понт дю Сарт
Бельгийский водный мост Понт дю Сарт, являясь частью Центрального канала, выделяется шириной: 46 метров! Расположен он вблизи городка Хоуденг-Гоегнис.
Поддерживают 65 000-тонную конструкцию 28 колонн диаметром по 3 метра. Длина Pont du Sart — 496 метров.
Колесо Фалкирк
Расстояние в 3 километра между каналами Юнион и Форт-Клайд, что в Шотландии, суда преодолевали, проходя через 11 шлюзов за 9 часов. Потому в середине прошлого века судоходство по этой артерии прекратилось.
Но в конце прошлого столетия было принято решение восстановить «дорогу» и в рамках проекта «Миллениум Линк» за 4 года вместо закрытых шлюзов построили единственный в мире круговой судоподъемник Falkirk Wheel, состоящий из 2 «ковшей».
В каждый «ковш» помещается 4 баржи, и перемещение с одного канала в другой занимает всего 15 минут. Вес Колеса Фалкирк 1 800 тонн, высота — 35 метров. Каждая часть колеса (кессон) вращается на 180 градусов.
Акведук канала им. Москвы
Начали строить удивительное сооружение на канале Волга-Москва (название канала до 1947) в 1932 году. Акведук между шлюзами No 7 и 8, протяженностью 1500 метров построен на искусственной насыпи: между рекой Москва и Тушинским водохранилищем. Шлюз No 7 — однокамерный, а севернее — двухкамерный шлюз No 8.
Судно проходит шлюз за 60 минут. Перепад высот — 36 метров. Глубина канала (5,5 м) и размеры шлюзных камер подходят для прохода судов всех типов. Под акведуком построено 3 тоннеля Волоколамского шоссе, и оборудованы переходы для пешеходов. Также над первой камерой шлюза No 8 возведен мост Рижского направления Московской железной дороги.
12 башен с горельефами архитектора В. Кринского — украшение акведука и достопримечательность столицы. Также на противоположных берегах установлены 2 скульптуры: на левом — девушка с рыбой в руках, на правом — матрос, закидывающий швартовы.