Летать по волнам и с мотором — на чём веселее всего?

Обзор новых снарядов для активного отдыха на воде
Дмитрий Ласьков

Человечество придумало массу способов развлекаться в водной стихии. Но этот рассказ не о рыбалке, дайвинге или парусном спорте. Нас интересует скорость, драйв и весёлые трюки, и больше всего для этого подходят различные доскомоторные приспособления. Почти всё, о чём мы сейчас расскажем, стоит недёшево, но при этом дарит океан удовольствия и совершенно новые ощущения. Так что не гидроциклом единым! Ну а в конце расскажем, в чем отличия между двумя популярными в России водными развлечениями.

Флайборд и ховерборд

Вода мягче асфальта, поэтому приземляться на неё не так больно. Как тут не полетать над такой удобной поверхностью! Лидером в изобретательстве на тему полётов над водой с приводом от водомёта является компания Zapata Racing. Французский атлет Фрэнки Запата спроектировал первый флайборд в 2012 году, и новое развлечение сразу стало популярным. Конструкция довольно проста: в доску с ботинками-фиксаторами для ног заходит шланг, соединённый с соплом водомёта гидроцикла. Тяга создаётся мощными струями воды, которые вылетают из доски вертикально вниз.

Пилот управляет направлением движения путём переноса массы тела и давления на разные участки доски, а тягу регулирует либо водитель гидроцикла (в дешёвом или прокатном варианте системы), либо сам пилот флайборда (вариант для обеспеченных и опытных). Снаряд позволяет подниматься на высоту до 10 метров и делать сумасшедшие трюки и виражи, в том числе нырять под воду подобно дельфинам. Система стоит 3,5-5 тысяч долларов, без учёта стоимости обязательного гидроцикла — причём, чем мощнее, тем лучше.

Чуть позже компания Zapata разработала вариации на тему флайборда — ховерборд и реактивный ранец. Первый представляет собой скейт, который летает над водой, приводимый бьющей примерно под 45 градусов к его поверхности струёй воды. В отличие от флайборда, эта штука заточена на большую горизонтальную скорость и более высокую манёвренность, а трюки на ней выглядят ещё более динамичными и безумными. Спортсмены управляют ховербордом стоя, сидя или лёжа на доске. Стоимость этой конструкции — около 6 тысяч долларов.

Гидролёт и реактивное кресло

Для тех, кто предпочитает сидеть, а не стоять на снаряде, тоже есть пара решений. Например, реактивный ранец, о котором столько мечтали в фантастических произведениях. Чтобы летать с ним, не нужно напрягать ноги (они с непривычки очень сильно устают на том же флайборде, чего уж говорить про ховерборд) и даже держать равновесие. Нужно просто надеть на спину ранец-ложемент с многоточечными ремнями, плюхнуться в воду и ждать, когда тяга поднимет вверх. Поскольку тело прикреплено к снаряду и по сути висит в нём, то и освоить такой «джетпэк» намного проще, чем все другие виды «водолётов». Однако скучным его не назвать — управляется аппарат двумя рулями и балансом тела, а в качестве опции можно дать катающемуся возможность дозировать тягу — как и во всех прочих снарядах Zapata. Цена — около 6000 долларов.

Наконец, самое последнее и самое дорогое изобретение компании — гидролёт Flyride. Внешне благодаря посадке «верхом» эта штука напоминает гидроцикл, только очень лёгкий и созданный летать над водой по тому же принципу, что и все остальные игрушки Фрэнки Запаты. Главное отличие — наличие гироскопа и электронной стабилизации, как у коптеров или персональных летательных аппаратов (да-да, у Zapata Racing есть и настоящий ховерборд, приводимый реактивными газами!) Наличие электронной стабилизации полёта открывает совершенно новые возможности для пилота Flyride: программное обеспечение помогает трогаться (даже с берега), держать баланс, а также плавно регулировать своё вмешательство в управление, словно в гоночных автомобилях.

А ещё на гидролёте можно кататься вдвоём (для этого в качестве двигателя лучше использовать сверхмощный аквабайк от 300 «лошадей») или даже доверить аппарат ребёнку, установив соответствующий безопасный режим. Максимальная скорость полёта — 35 км/ч, а высота так же, как и у прочих снарядов, ограничена лишь длиной рукава от двигателя гидроцикла. Кстати, аквабайк не требует отдельного пилота и самостоятельно следует за «Флайрайдом». А ещё для выполнения чумового трюка «бочка» тут нужно всего лишь нажать на кнопку — прямо как в коптерах!

Джетсёрф и электросапборд

Весело и быстро перемещаться по воде можно и без гидроцикла — если у вас есть серф-доска с двигателем! Снаряд под названием JetSurf был изобретён благодаря лени: его создателю было не охота выгребать на «лайнап» и ловить там волну, потому он ускорил доску с помощью компактного двигателя. Оказалось, что джетсёрф хорош и на небольших водоёмах — кататься со скоростью до 60 км/ч, прыгать на небольших волнишках и выполнять прочие трюки на гладкой воде. Джетсёрфы выпускают несколько компаний, есть модели с ДВС и электромоторами. Цены на эту штуку кусаются: от 8 до 14 тысяч евро. Хотя Китай предлагает что-то подобное от 3 тысяч.

Но если скорость и экстрим не главное, а хочется с комфортом покрывать расстояния, недоступные обычным SUP-бордам (доска для плавания стоя с веслом), то есть решение подешевле. Примерно за 4-6 тысяч евро (китайцы, опять же, делают дешевле) можно купить сапборд с электромотором и аккумулятором. С максимальной скоростью 10 км/ч эта устойчивая большая доска может двигаться до 2,5 часов, и даже если аккумулятор разрядится, можно будет продолжить прогулку с веслом, как на обычном «сапе». Такой снаряд проще для «наездника» с точки зрения физнагрузок и техники катания, но позволяет полноценно насладиться водным спортом, а также практически не боится речного течения или морского прибоя, против которых человек с веслом чаще всего бессилен.

Электросёрфы на подводных крыльях

Отдельно расскажем об электрических «фоилбордах». Изначально конструкция с подводным крылом была лишена электродвигателя и использовалась в сёрфинге на волнах. Подъёмная сила создаётся при достижении определённой скорости за счёт специальной гидродинамической формы подводных крылышек — на них-то она и действует. После того, как эта сила выталкивает доску с райдером с поверхности воды, резко снижается трение, и спортсмен ускоряется ещё сильнее — возникает что-то подобное скоростному полёту над водной гладью. Ну а если нет волн?

Тогда, как и в предыдущих случаях, достаточно добавить электродвигатель! Так получились конструкции, позволяющие парить на доске над озёрами и реками со скоростью до 40 км/ч, закладывать в воздухе виражи или дополнительно ускоряться на морских и океанских спотах с волнами. Если варьировать размеры доски и комбинировать это с моторами и батареями разной мощности, а также подводными крыльями разных видов, то будут получаться различные по характеру снаряды — от резких спортивных моделей для трюков до огромных летающих крейсеров. Стоят фойлборды с электромотором дорого — в среднем от 10 тысяч долларов.

Вейксёрф и вейкборд — в чём отличия?

Напоследок расскажем, в чём отличия этих двух привычных уже видов воднодосочномоторного спорта. Несмотря на то, что катер с едущим за ним на доске человеком можно встретить на водоёмах России повсеместно, вейкборд часто путают с вейксёрфом и наоборот. Вообще, вейкбордом можно назвать и то, и другое (так как wake — создаваемая катером волна особой формы), но исторически сложилось так, что вейкбордингом называется только катание с фалом (тросом) на доске, к которой жёстко пристёгнуты ноги райдера — как в сноуборде. Движущей силой тут выступает сам катер с фалом, а спортсмен использует создаваемую им вейк-волну, чтобы выполнять на ней трюки — прыжки, сальто, перевороты. Хотя можно просто скользить по воде рядом с волной, но это неинтересно.

Вейксёрфинг отличается тем, что райдер движется в воде не потому, что его тянет катер-буксировщик, а потому что его толкает создаваемая лодкой волна. Фал и вейкбордическая техника скольжения по воде используется только для обучения и для начала движения, и то не всегда — стартовать с катера можно и без «верёвки». Вейксёрфинг максимально похож на сёрфинг на настоящих волнах, так как принцип катания — тот же самый. Вейксёрф-трюки не менее разнообразны и эффектны, чем в вейкбординге. При этом встать на «сёрф» чуть сложнее, чем на «борд», а кататься — проще и приятнее. В «несезон» вейкбордисты тренируются в бассейнах с лебёдками, а вейксерферы — на тренажёре «искусственная волна».