Однако инженеры уверены, что в будущем самолеты смогут летать сами по себе!
На самом деле беспилотники существуют уже давно. Однако чаще всего они используются в военных или научных целях — такие самолеты представляют собой небольшие летательные аппараты, которые управляются с земли диспетчерами (иногда они и вовсе работают в автономном режиме). Так что с технической точки зрения уже сейчас нет препятствий, чтобы использовать беспилотную технологию в мирной сфере.
Пассажиры хотят человека
Главной проблемой для перехода на беспилотники остается... человеческий фактор. Опросы авиакомпаний показывают, что пассажиры хотят видеть в самолете «живых» пилотов и обслуживающий персонал — по данным UBS Group AG, в настоящий момент 63% жителей США не захотели бы лететь в самолете без пилотов. А вот юридических вопросов гораздо меньше (в отличие от сектора автомобилей), ведь в случае аварии все претензии будут предъявляться в первую очередь к авиакомпании.
Скорее всего переход к беспилотникам будет происходить постепенно (при этом надо понимать, что сейчас большое количество стартапов по всему миру работают в этом секторе). Предполагается, что на первом этапе сократится количество пилотов — вместо двух будет один. Причем он будет принимать участие в процессе только при взлете и посадке, да и то в его функции будет входить лишь контроль над работой электроники.
Второй этап подразумевает отказ от «живых» пилотов в транспортной авиации — коробкам ведь все равно, кто их перевозит, да и в случае катастрофы ответственности будет гораздо меньше. Ну и лишь после этого — когда люди привыкнут к тому, что большие самолеты могут летать без пилотов — произойдет переход на беспилотники и в пассажирской авиации.
При переходе на беспилотную технологию авиакомпании смогут значительно сократить свои расходы. По оценкам экспертов из UBS Group AG авиакомпании могут сократить свои ежегодные расходы на 15 млрд долларов лишь при переходе на схему «один пилот». А когда в гражданской авиации появятся полноценные беспилотники, то речь будет идти уже о 35 млрд долларов.
И наверняка именно снижение затрат на перевозку и, следовательно, уменьшение стоимости билетов будет тем фактором, который позволит беспилотникам полностью завоевать наше небо. Например, исследование все того же UBS показывают, что в настоящий момент 52% пассажиров не захотели бы летать на самолете с одним пилотом. Однако этот процент снижается в два раза, как только люди узнают о скидках на билеты!
Пилоты против
Разумеется, нынешние пилоты выступают категорически против появления беспилотников в сегменте пассажирских перевозок. «Если в самолёте будет меньше двух пилотов — это будет катастрофа, — заявил президент ассоциации пилотов Ли Коллинз. — Эта технология еще незрелая, ее работоспособность не доказана». Кроме того, господин Коллинз совершенно справедливо вспоминает о проблеме терроризма — если самолеты будут летать без пилотов, то кто даст гарантию, что хакеры не смогут перехватить управление воздушным судном?
Конечно, в ближайшие 3-5 лет не стоит ждать появления беспилотных самолетов на трансатлантических рейсах. Однако надо понимать — прогресс неумолим. Автомобили, корабли, поезда и даже самолеты будут переходить на автономные технологии. Да они, собственно говоря, уже применяются и сейчас, а на человека все чаще возлагается лишь функция контроля. К тому же не надо забывать, что «жизненный цикл» у больших самолетов составляет несколько десятков лет. Поэтому не надо рассчитывать на то, что беспилотные самолеты появятся в гражданской авиации раньше 2030 года.