Вопреки стереотипам, зимний отдых совсем необязательно должен быть дорогим. Очень здорово сэкономить можно, если отправиться в поездку не на самолете, а на автомобиле. Если вы любите сноуборд или горные лыжи, то наверняка знаете, что курорты есть не только в Австрии, Швейцарии или Франции. Довольно неплохие места для катания можно найти в Словакии, Болгарии, Чехии или Румынии — то есть относительно бюджетных странах.
К тому же, зимний отдых — это не только лыжи и сноуборд. Некоторые любят просто побродить по средневековым улочкам, согреваясь глинтвейном, кому-то нужен хороший шопинг, а кто-то вообще предпочитает спа и прогулки по зимнему лесу. В общем поводов поехать за границу зимой на авто может быть множество. Но прежде чем отправиться в путешествие, нужно тщательно подготовиться. Причем мы говорим не только о документах, но и о правильном выборе резины.
В России, Беларуси и Казахстане
В первую очередь, необходимо разобраться с отечественным законодательством. С 1 декабря по 1 марта использование зимней резины на легковых автомобилях в России обязательно. Такую норму предписывает Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, который был утвержден решением Совета евразийской комиссии 16 февраля 2018 года. Точно такая же норма действует в соседних Беларуси и Казахстане. Однако есть нюанс. В российском КоАП наказание за использование резины не по сезону не предусмотрено. То есть инспектор ГИБДД не может вас оштрафовать за то, что вы ехали «не на тех шинах».
А вот в Республике Беларусь с 1 января 2019 года наказывают тех, кто ездит на летней резине зимой. За первое подобное нарушение предусмотрено предупреждение или штраф до 1 базовой величины (до 25,5 белорусских рублей — примерно 775 российских рублей), за повторное в течение года — от 2 до 5 базовых величин, а в случае, если использование летних шин повлекло причинение легкого телесного повреждения или повреждение имущества — от 3 до 30 базовых величин или лишение прав на срок до 2 лет. Хорошая новость заключается в том, что к зимней относится также и всесезонная резина с маркировкой All Seasons, M+S, M.S, M&S и т.д.
Есть штраф за езду на летних шинах зимой и в Казахстане. Согласно ст. 461 ч. 4 КоАП РК, он составляет 5 месячных расчетных показателей (МРП) (11 345 тенге или примерно 1985 российских рублей). Кроме того, владелец такой машины лишится госномеров до тех пор, пока не сменит шины. За повторное нарушение в течение года штраф выше — 20 МРП. Поэтому лучше не экспериментировать и к первому декабря поменять летнюю резину на зимнюю. Такой в Казахстане считается резина, маркированная знаком горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё и знаками M+S, M.S и M&S.
На зимнюю? Но ведь в Европу «на шипах» не пускают!
Это замечание во многом верное. Чтобы понять, можно ли вам ехать на шипованной резине или нет, нужно для начала ответить на вопрос: куда именно вы держите путь? Дело в том, что в каких-то странах шипованная резина запрещена, а в каких-то — разрешена. Чтобы было проще, публикуем список стран Евросоюза, где:
Шипованная резина РАЗРЕШЕНА: Финляндия, Швеция, Норвегия, Эстония, Латвия, Литва (и ряд других, об этом — ниже).
Шипованная резина ЗАПРЕЩЕНА: Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия, Германия, Нидерланды, Словения, Хорватия, Португалия.
Какой из этого вывод? Если вы собрались в скандинавские страны, спокойно езжайте «на шипах». А вот если вы держите путь в центральную Европу, то о шипованной резине нужно забыть — вас просто не пропустят через границу. И не нужно пытаться въехать на шипованной резине через Страны Балтии — например, в Польше тщательно следят за шинами. И в случае встречи с полицейским вас ждет не только штраф, но и задержание транспортного средства до устранения причины нарушения (т.е. до покупки любой нешипованной резины!).
Кстати, а вы обратили внимание, что в списке стран с запрещенной шипованной резиной нет, скажем, Австрии, Швейцарии, Италии и Франции? Все потому, что в этих странах она не запрещена, хотя от водителя и требуют наклеить на машину специальную наклейку и не разгоняться быстрее определенного лимита. Но будем объективны: во-первых, среди местных автомобилистов шипованную резину не встретишь днём с огнём. А во-вторых, как мы уже говорили выше, вы просто не доедете до этих стран «на шипах», потому что вас развернут на границе. И еще один очень важный момент. Если вы едете через территорию стран, где шипованная резина запрещена, её не должно быть нигде — в том числе на запасном колесе. Если у вас запаска с шипами, или поменяйте резину, или выложите её.
С шипами всё понятно. А когда нужны цепи?
Во многих странах Европы можно встретить знак, предписывающий использование цепей противоскольжения при наличии соответствующих дорожных и погодных условий — льда на дорогах, снежных заносов и т.д. Однако нюансы использования цепей могут отличаться в зависимости от страны. В каких-то странах цепи не требуются при наличии зимней резины, а в каких-то — их нужно обязательно возить с собой и надевать при необходимости. В общем, практика применения цепей напрямую зависит от законодательства каждой отдельной страны.
Чтобы было проще разобраться в особенностях европейских законов, смотрите табличку. Кстати, её можно распечатать и возить с собой в автомобиле.
О чем еще нужно помнить?
Если вы поедете на автомобиле за границу, не забудьте оформить соответствующую страховку — так называемую «зелёную карту». Также нелишним будет получить Международное водительское удостоверение, хотя практика показывает, что при пересечении границы его никто не спрашивает. И, конечно, непосредственно перед прохождением границы не забудьте залить полный бак бензина — как ни крути, а топливо в России сильно дешевле, чем в Европе.