С берегов Волги в ад Черного континента: на ГАЗелях по Африке

«Mail.ru Авто» рассказывает, как же проходило тяжелейшее в мире ралли Africa Eco Race. С какими трудностями пришлось столкнуться нашим парням в первые дни в Африке?

В первой части нашего рассказа мы говорили о том, что же такое Africa Eco Race и почему французы не могли найти у боевых ГАЗель NEXT двигатель. Ну а сейчас пришла пора показать вам, что же такое на самом деле гонки в Африке...

В имени ралли Africa Eco Race название Черного континента стоит на первом месте. Именно там начинается настоящее рубилово, люди и машины показывают, на что они способны. Первая неделя ралли проходит в Марокко — удивительной стране, которая у большинства россиян ассоциируется исключительно с мандаринами.

Ранним утром 1 января 2019 года гигантский паром пришвартовался у берегов Марокко, невыспавшийся народ судорожно собрал вещи и загрузился в машины. Настало время сумбурного и непонятного ожидания. Марокканские таможенники и пограничники странным образом появляются и исчезают. Таможенник может увлеченно изучать содержимое багажника и затем без объяснения причин удалиться. Впрочем, несмотря на нерасторопность чиновников, огромный караван за несколько часов преодолел бюрократические препоны и двинулся к первой точке старта.

Первые шаги

Маршрут ралли прокладывал легендарный гонщик, неоднократный победитель того самого «Париж-Дакара» Жан-Луи Шлессер (напомним, что сейчас гонка с названием «Дакар» проводится уже в Южной Америке). Опираясь на свой опыт, он создал трассу, которая бы выматывала людей и машины, но не ломала их. После новогодней ночи и морской болтанки не имело смысла делать продолжительный и напряженный боевой участок. Поэтому для начала ограничились всего 86 км. Однако уже в этот день ралли понесло первые потери — одно из багги влетело в яму и получило «смертельные» повреждения. Увы, серьезных ралли без потерь не бывает!

Чарующая Африка

После короткого боевого участка машинам пришлось добираться до точки финиша еще более 500 км. На первый африканский бивуак прибыли уже в темноте, судорожно разложили палатки и рухнули в объятия Морфея. А зря! Именно эта ночная стоянка стала одной из самых красивых за всю гонку. Гигантское каменистое плато освещали миллиарды звезд, создавая фантастический лунный пейзаж. Африканский месяц по сравнению с нашим, российским, перевернут на 90 градусов и выглядит этакой лодочкой, плывущей в океане светлячков. Самобытность африканской ночи притягивала и манила, завлекала бриллиантовым блеском. Но, увы, такая напряжённая гонка не дает возможности наслаждаться красотами природы.

Я уже был на Africa Eco Race. Это уникальная гонка, насыщенная разнообразными участками. Каменистые плато сменяют пески, все время нужно менять тактику езды. Наши ГАЗели NEXT отлично подходят к этому ралли: достаточно легкие и хорошо управляемые автомобили. Важно, что машины ГАЗ — и ГАЗели, и Садко — собраны на стандартных узлах и агрегатах. Так что эта гонка становится настоящей проверкой боем для заводских автомобилей. Нам приходится соревноваться с автомобилями-прототипами, имеющими иные возможности. Но все равно борьба идет на равных.
Евгений Павлов
штурман команды ГАЗ Рейд Спорт

Действительно, для завода ГАЗ Марокко вызывает особый интерес. Вместе с командой в дальнюю дорогу отправился начальник управления продуктового планирования автозавода ГАЗ Олег Медведев.

В 2017 году мы направили в Марокко партию бортовых ГАЗелей NEXT с однорядной и двухрядной кабинами. Машины прошли опытную эксплуатацию, сертификацию, и в 2018 году начались продажи. В этом году планируется расширение модельного ряда, более того — мы ведём переговоры о создании здесь сборочного производства. Идёт работа и по выходу на рынки других стран региона. Поэтому наша задача в ходе гонки — выяснить все нюансы эксплуатации, понять, какие нужны доработки. Сейчас машины для Африки отличаются от обычных только пакетом для жаркого климата: более эффективны системы охлаждения двигателя и кондиционирования.
Олег Медведев
начальник управления продуктового планирования автозавода ГАЗ

Узнать Дакар

На брифинге второго дня организаторы предупредили, что именно сегодня мы все почувствуем настоящий «Дакар». И они сдержали слово. Начались страшные пески. Малейшая ошибка приводила к тому, что машины засаживались по самые ступицы.

Еще ни разу, ни в одной гонке, мне не приходилось столько копать, как во второй боевой день африканского ралли. Для успешного преодоления таких песков нужен особый навык, который приходит лишь с тоннами перелопаченного песка...
Евгений Суховенко
пилот команды ГАЗ Рейд Спорт

Именно тогда остальные участники ралли по-иному взглянули на боевые ГАЗели и Садко. Если поначалу их воспринимали как несерьезных соперников, то после страшных марокканских песков все увидели, что автомобили ГАЗ уверенно мчатся к Дакару. Это настоящие боевые машины, с которыми нужно считаться. На следующий день опасения иностранцев подтвердились: экипаж Суховенко и Павлова на ГАЗели NEXT долгое время шел седьмым в общем зачете.

Россияне не только хорошо ехали сами, но и спасали товарищей. Так, у экипажа Алексея Титова и Андрея Русова на арендованном Ford Raptor на третий день произошла настоящая трагедия: умер мотор технички. Как двигаться дальше — непонятно, ведь в этой машине все вещи и ремонтная база. Выслушав невеселый рассказ земляков, спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин быстро принял решение:

Своих не бросаем.
Вячеслав Субботин
спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт

После чего все содержимое поломанной технички перегрузили в УРАЛы, машины сопровождения команды ГАЗ. Кстати, эти автомобили оснащены современными двигателями ЯМЗ 530-й серии. Уникальные моторы Ярославского завода, входящего в группу ГАЗ, имеют важную конструктивную особенность. Охлаждение двигателя здесь идёт не так, как это принято, а сверху. Первым делом охлаждается самая проблемная деталь — головка блока. Тем самым удается добиться температурной стабильности. На УРАЛах установлены 6-цилиндровые дизели, а на боевых Садко — четырехцилиндровые.

Без потерь не бывает

Четвертый день стал одним из самых тяжелых за всю гонку: более пятисот боевых километров. Багги под номером 200, до этого бывший в лидерах, не вписался в поворот и после страшной аварии остался без подвески. Не повезло и российскому экипажу Шкляева и Лагуты: во время обгона Садко NEXT попал в яму, перевернулся на крышу, но затем все же своим ходом добрался до точки финиша. Повреждения были значительными, но ГАЗ оказался на редкость живучим. Механики смогли восстановить работоспособность машины менее чем за час! Садко сразу же снова бросился в бой, чем несказанно удивил всех участников.

6фотографий

Пятый день гонки стал серединной вехой. Ралли въехало в Западную Сахару, статус которой до сих пор однозначно не определен. Часть ее де-факто находится в Марокко, а вторая часть — независимая Сахарская Арабская Демократическая республика. Правда, эта вторая часть практически не заселена и даже административный центр её находится в соседнем Алжире. Из-за чего у Марокко с Алжиром многолетний конфликт и даже граница между двумя странами практически «на замке». В 80-е здесь была полноценная война, с танками и самолётами. До сих пор встречаются не разминированные минные поля, и всех участников ралли инструктируют не съезжать с накатанной трассы.

Сенсацией пятого дня стала победа российского экипажа братьев Куприяновых на прототипе Opirus. Первые дни наши гонщики держались в серединке, но затем нарастили темп: приблизились к лидерам, а затем удивили всех, став победителями дня!

Впереди был день, целый день отдыха! А затем всех ждали суровые пески Мавритании...

7