Как борются с безбилетниками в разных странах

Как решают проблему массовой неоплаты проезда в общественном транспорте за границей.

Неприятный инцидент в подмосковной электричке между контролерами и пассажирами, ставший достоянием общественности из-за опубликованного любительского видео, напомнил о наболевшей проблеме массового безбилетного проезда в регионе. Бороться с зайцами дело неблагодарное, показывает международный опыт. «Известия» узнали, как решают проблему с неплательщиками в общественном транспорте за рубежом.

В начале февраля в соцсетях появилось видео, на кадрах которого после конфликта с одним из безбилетников пассажиры избивают контролера ЦППК. Ревизоров обвинили в грубом обращении с мужчиной, который был без билета, но не хотел покидать вагон. Общественность встала на сторону... зайца и обвинила контролеров в рукоприкладстве. Сотрудники компании были избиты.

Сейчас историей заинтересовалась и полиция, также внутреннюю проверку проводит ЦППК. Однако и без расследования очевидно, что огромное число жителей Подмосковья, работающих в столице, ежедневно пренебрегают полной оплатой услуг транспортной компании. Причем безбилетный проезд систематически становится причиной не только многомиллионных убытков для железнодорожников, но и человеческих трагедий. Люди гибнут, пытаясь влезть на перрон в обход турникетов со стороны путей, перелезая через забор и убегая от контролеров. Не говоря уже о зацеперах, которые подвергают свою жизнь опасности, катаясь либо на крыше, либо между вагонами поездов.

Слабым, но все-таки утешением для отечественных транспортников может служить то, что за рубежом эту проблему тоже пока никто кардинально решить не смог.

Читайте также
Власти хотят поднять еще один штраф для водителей (3 тыс. руб.)
Ранее на проблему обращала внимания Госавтоинспекция: в ведомстве говорили о нехватке мест для стоянок, в частности, на платных дорогах

Континентальная блокада

Борьба с зайцами во Франции напоминает масштабные учения или даже войсковую спецоперацию. Так, в октябре прошлого года полиция, сотрудники пограничной службы и полтысячи контролеров перекрыли шесть вокзалов в Париже, чтобы проверить 300 тыс. человек. Каждый подобный рейд выявляет до 40 тыс. безбилетников.

Проблема неоплаты проезда во Франции в целом и в Париже в частности наносит большой урон транспортным компаниям, и больше всего — железнодорожникам.

«Вы можете часто увидеть, как люди просто перешагивают через турникеты. Причем это делают не только студенты, но и целые семьи, пожилые люди. Это очень характерная черта французской культуры: настоящая вера в важность общественных институтов, но при этом люди не хотят за это платить», — так в 2015 году говорил о большой проблеме компании SNFC ее президент Гийом Пепи «Ведомостям». Предприятие недополучает до €300 млн ежегодно из-за беспечности пассажиров.

За этими словами последовали жесткие меры на законодательном уровне. В марте 2015 года вступили в силу новые правила, согласно которым безбилетник после пятой неоплаты проезда отправлялся на полгода в тюрьму и на него накладывался штраф в €7500. Заключение также стало мерой наказания за попытку скрыться от контролера, а также в случае указания контролеру неверных анкетных данных или адреса при составлении квитанции на оплату штрафа.

Платите, пан

В Польше безбилетники сталкиваются с довольно жесткими социальными последствиями в случае уклонения от оплаты проезда. Дело в том, что штраф для зайца там в 78 раз превышает стоимость 20-минутного одноразового билетика (3,4 злотых — около 60 рублей) и составляет на наши деньги чуть больше 4,6 тыс. рублей. Система контроля за погашением задолженности устроена так, что если ты не оплатил сумму в течение семи суток, начисляются проценты.

Безбилетник здорово портит себе кредитную историю: он попадает в специальный реестр должников, фискалы извещают о проблеме работодателя нарушителя. Это может стать проблемой, например, для туриста — факт неоплаты проезда всплывает везде и всегда благодаря исправной работе информационных баз данных.

Местные жители довольно аккуратны в оплате проезда, потому что эти суммы — ощутимая часть их бюджета. Однако относительно других европейских стран в Польше, так же, как в Румынии, Чехии относительно скромные суммы штрафов.

Солидный, как скандинавский штраф

Богатые европейские державы придерживаются традиционных мер воздействия на необязательных пассажиров — наказывают рублем. А точнее евро. Рекордсмен в этом деле — шведский Стокгольм. Зайцу придется выложить €158. Ему в затылок дышит Лиссабон, где наказание за аналогичное правонарушение составляет €145. Однако в Риме есть шанс налететь на штраф в €200 — все зависит от протяженности маршрута (размер санкций привязан к цене конкретного разового билета на рейс).

Отношение к контролерам тоже везде разное. В одних странах они наравне с полицией, да и пользуются уважением, в других к ним относятся неоднозначно. В той же Польше некоторые источники сообщают, что контролеров в стране недолюбливают, как у нас гаишников. Все оттого, что ревизор имеет официальный бонус с каждого штрафа — около 30%.

И другие европейские билетеры не идеальны, если верить отзывам туристов.

Вниманию всем туристам, пользующимся услугами общественного транспорта в Вене.

Источник: depositphotos.com

«Заходя в трамвай/автобус, имейте при себе обязательно билет. Не рассчитывайте купить его в автомате внутри. Если в трамвае вдруг уже окажется кондуктор, он, увидев вас у автомата, закроет руками приемник монет и не даст его купить. Затем попросит выйти из трамвая, а потом скажет, что вы должны оплатить штраф за безбилетный проезд. Затем будет требовать отдать ваши документы и угрожать вызвать полицию. Полиции он что-то расскажет на немецком и вам повезет, если вы поймете, что. Полиция вам ничем не поможет, а предложит оплатить штраф или отправиться в участок для дальнейших выяснений. И ни тем, ни тем нет дела до ваших объяснений, что вы только что зашли в трамвай и сразу пошли покупать билет, поскольку на остановке не было автомата, а кондукторы нагло занимаются мошенничеством. Будьте осторожней. В самой компании на жалобы не реагируют и полностью покрывают действия кондукторов», — рассказывает о своем неудачном опыте жительница Молдавии в одной из соцсетей.

Читайте также
Отмена скидки на штраф и «бесплатные 10 км/ч»: новые подробности
Автомобилистам стоит приготовиться к увеличению санкций за нарушение Правил дорожного движения (ПДД)

Сбить и оскопить

Индия на протяжении нескольких десятилетий боролась с проблемой перенаселения страны. В 1976 году эта кампания достигла своего апогея — чтобы сдерживать рождаемость, власти и муниципальные органы на местах начали внедрять стерилизацию. Эту радикальную меру навязывали малообеспеченным слоям населения. В некоторых штатах страны стерилизацию предлагали в качестве альтернативы существенному штрафу за безбилетный проезд. Но такие меры быстро свернули.

В 2009 году Daily Telegraph писал, что компания «Северная железная дорога» (обслуживает столицу Индии и ее пригород) наняла 36 профессиональных боксеров и борцов для борьбы с безбилетниками.

Еще дальше в борьбе за транспортные сборы пошли в Индонезии. Местные зайцы, так же, как и в Индии, путешествуют не только в салоне поездов и электричек, но и на крышах. Государственная железная дорога в разные годы применяла очень жестокие меры по защите своих интересов, не вписывающиеся в нормы международного гуманитарного права.

В 2012 году весь свет облетели фотографии нового приспособления для борьбы с руферами-безбилетниками — железнодорожники установили на путях несколько арок с подвешенными на цепях гирями (5 кг каждая). Эти набалдашники конструктивно приспособлены для того, чтобы сбивать людей с крыши. Ранее в той же стране безбилетников обливали краской и даже травили собаками. Однако результата эти меры не принесли, равно как и призывы духовных лидеров соблюдать правила пользования транспортом.

«Оконный» опыт

Безбилетники оказались в центре внимания во время практического внедрения «теории разбитых окон» для снижения уровня преступности в Нью-Йорке. Зайцы были первыми, кого приструнили полицейские. В то время около 170 тыс. пассажиров (подростки, взрослые, старики) игнорировали оплату проезда. Возле турникетов поставили переодетых в штатское полисменов, которые выхватывали нарушителей, надевали на них наручники и выстраивали на платформе. Затем их доставляли в отделения, ставили на учет, брали отпечатки пальцев.

Тогда повсеместная борьба с преступностью помогла Нью-Йорку за 10 лет стать одним из самых безопасных мегаполисов США.

Иван Петров