Дания
Как говорят сами жители страны: «велосипед — лучший друг датчанина». А потому плохая погода и отметки ниже нуля для них не помеха. Подростки на велосипедах ездят в школу, взрослые — на работу, а в специальных тележках-корзинах даже возят малышей в садики, а старших детей — в школу. О невероятной популярности транспортного средства говорят 3 факта: у 90 процентов датчан собственные велосипеды; среднестатистический житель страны ежедневно проезжает 1,6 км; 1⁄4 поездок на расстояние до 5 км приходится на велосипедные.
Власти страны для обеспечения комфортных условий движения такому количеству велосипедистов создают уникальную инфраструктуру. Так, в крупных районах города велосипедные дорожки расширяются до «супермагистралей». Это специальные трассы, к которым предъявляются особые требования. Помимо всего прочего, «велосипедные супермагистрали» должны быть оборудованы специальными знаками и светофорами, которые учитывают среднюю скорость велосипедистов и обеспечивают так называемую зеленую волну.
Голландия
Голландия — лидер по количеству велосипедов на душу населения: на 17 миллионов жителей приходится почти 23 миллионов велосипедов. При этом 2 миллиона из них — электробайки. Об этом сказано в отчетах ассоциации Rai Vereniging. Более того, доля велосипедов с электромотором в общем количестве выросла с 13% в 2013 году до 30% в настоящее время. На велосипедах голландцы ездят отдохнуть в ближайший парк, на работу, в супермаркет и на деловую встречу. Даже на вокзал голландцы приезжают на таком транспортном средстве, а перед поездкой оставляют его на велосипедных стоянках и паркингах. Самый большой паркинг Нидерландов и Европы, трехъярусный «Fietsflat», рассчитан на 2500 велосипедов.
Поездка на велосипеде не только полезна для здоровья, но и помогает экономить (за день экономия составляет 4-5 евро). В Голландии, как и в Дании, велосипедисты — фавориты дорожного движения: даже зеленый загорается сначала для них. Голландцы шутят, если ДТП устроил велосипедист — большая часть вины все равно на автомобилисте.
Германия
С 1991 года любители велосипедов приезжают на ежегодную выставку Eurobike в немецкий город Фридрихсхафен. Спектр представленных здесь моделей поразительный: шоссейные, прогулочные, дорожные, «ретро» и даже с управлением в полулежащем положении. Популярность набирают велосипеды с электромотором: уже каждая десятая проданная модель оборудована электродвигателем. Так, по данным ZIV количество электровелосипедов в стране в 2017 году увеличилось до 3,5 миллионов. А за первое полугодие 2018 было продано еще около 650 000 единиц.
Особенность немецких велосипедистов — дисциплинированность. ПДД требуют наличие и исправность у велосипеда передней фары и заднего фонаря, звонка и тормоза. К велосипедистам, как и водителям автомобилей, применяются штрафы за нарушение правил. Интересная особенность — в ПДД нет четкого предписания о шлеме. Тем не менее, велосипедисты, невзирая на возраст, ездят только в шлемах. В Германии проложены велосипедные дорожки в городах и сельской местности, а для любителей велотуризма созданы специальные маршруты, протяженность которых составляет 75 тысяч км.
Финляндия
В Финляндии 2/3 населения, а это 3 миллиона жителей, — владельцы велосипедов. Кстати, «велосипедной столицей» считается не Хельсинки, а город Оулу в северной части страны: из 200 тыс. жителей 77 процентов регулярно используют велосипед как транспортное средство. Среди этой категории горожан люди всех возрастов, включая 70-90 летних пенсионеров. И хотя лето в Финляндии короткое, приход зимы — не повод отказываться от байка. Пару лет назад в Финляндию пришла «мода» на электрические велосипеды. Пока их доля невелика, но производители рассчитывают, что их продажи ежегодно будут увеличиваться на 10-15 процентов.
По всей стране параллельно автодорогам в обязательном порядке укладываются дорожки для велосипедистов. Так, например, протяженность трех популярных веломаршрутов составляет 763 км.
Швейцария
«Велосипедность» Швейцарии около 50 процентов: у каждого второго жителя — свой велосипед. Несмотря на это, в стране сервис аренды такого транспортного средства пользуется популярностью. Более того, прокат для местных жителей бесплатен: вносится только 20 франков залога. Возвращать транспортное средство разрешено в другой прокатный пункт, удобный для велосипедиста.
На дороге можно встретить как традиционные модели, так и горные — с электромотором. При этом продажа последних растет год от года. Например, в 2017 году жители страны приобрели 90 000 штук, прирост составил 16,3%. Кстати, велосипедисты в правах на дороге приравнены к автомобилистам, потому и штрафы за нарушения ПДД у них одинаковые.