Новая разработка компании XTI Aircraft под названием TriFan 600 пока находится на стадии так называемых «наземных испытаний» (то есть в воздух она еще не поднялась). Однако создатели уже зарегистрировали свое транспортное средство и обещают скоро выполнить первый полет, передает издание N+1. Сейчас инженеры проверяют функционирование всех систем самолёта, работу двигателей, электроники и так далее.
Особенность TriFan 600 в том, что он будет обладать возможностью вертикального взлета и посадки. При этом взлёт будет осуществляться по «вертолетному» принципу. Ведь этот летательный аппарат, несмотря на свой «самолетный» внешний вид, имеет «вентиляторы». Два из них расположены в крыльях, а один — в хвосте. Первые будут использоваться для взлета и посадки, а также для движения вперед в воздухе (они могут поворачиваться на 90 градусов).
Предполагается, что новый самолет сможет перевозить до 12 пассажиров, а его крейсерская скорость составит 630 км/ч. Разработчики уверяют, что TriFan 600 сможет подниматься на высоту до 10,7 км, а запаса аккумуляторов будет хватать на передвижение на расстояние до 2,8 тыс. км (да-да, двигатели тут будут электрическими).
Кстати, о том, что самолеты скоро могут стать электрическими (ну или гибридными), говорят уже давно. Разработок в этой области сейчас довольно много. Например, израильская компания Eviation Aircraft обещает через несколько лет запустить в небо самолет Alice. Он может взять на борт 9 человек (+2 члена экипажа), а дальность полета составит чуть больше 1 тыс. км. Для самолетов совсем немного, однако «Алиса» будет предназначена для относительно коротких перелетов (например, Москва-Петербург или Лондон-Париж).
И на этом рынке наличие электродвигателя может дать новому самолету гигантское преимущество. Ведь сейчас расходы на керосин составляют по разным оценкам от 29 до 34% от всех затрат авиакомпаний. Использование же электрического двигателя позволит уменьшить эту цифру в пять раз! А учитывая высокие цены на нефтепродукты (и в будущем они могут быть еще выше), электрические двигатели становятся очень привлекательными для авиаперевозчиков. Кроме того, электрические моторы позволят резко снизить объемы выбросов вредных веществ в атмосферу (в стратегии развития авиации, которая была утверждена Еврокомиссией, сказано, что до 2050 года объемы выбросов СО2 должны сократиться на 75%, а оксидов азота на 90%).
Да и не только стартапы собираются делать электрические самолеты. Есть такие проекты и у гигантов индустрии. Например, Airbus совместно с Siemens и Rolls-Royce Holdings работают над моделью большого самолета E-Fan X. Правда, на первом этапе его хотят сделать гибридным — самолет получит как обычные моторы на керосине, так и электрические агрегаты.
Прогнозы на тему, когда же электрические самолеты появятся в небе, самые разные. Оптимисты вроде главы Eviation Aircraft говорят про 2020 год, но более осторожные эксперты называют 2030 год. Но главное другое — специалисты согласны, что самолеты будущего смогут летать без керосина! «Электрические самолеты становятся реальностью, и уже сегодня мы можем увидеть будущее без зависимости от нефти», — заявил недавно глава бюджетной авиакомпании EasyJet Йохан Лундгрен.