«Горбатого» могила: почему ЗАЗ оказался не нужен даже Украине

На украинском рынке проданы последние легковые автомобили ЗАЗ, а сам завод хотят объявить банкротом

«Запорожцы» покинули украинский рынок: за январь 2019 года не было продано ни одного автомобиля марки ЗАЗ. Линии Запорожского автозавода по выпуску легковых машин законсервированы, а с декабря в отношении предприятия начата процедура банкротства. Как такое произошло с крупнейшим украинским автопроизводителем и есть ли шансы его спасти, разбирались «Известия».

Прощание с «Ланосом»

Запорожский автозавод испытывал проблемы давно: почти весь 2016-й конвейер предприятия простаивал. В 2017 году ЗАЗ работал, но к концу года стало известно, что единственная легковая модель Lanos покидает конвейер. Коммерческие «каблучки» на базе «Ланоса» продержались на конвейере еще несколько месяцев. Кроме того, завод продолжил выпуск машинокомплектов для завода GM в Египте и автобусов на агрегатах индийской Tata.

К концу 2018 года в производственной гамме сохранились только автобусы, но их изготовили около сотни. Легковая линия была законсервирована, единственный легковой Lanos был собран для проверки простаивающего оборудования. Фактически весь год дилеры распродавали остатки ЗАЗов — легковые «Ланосы» закончились к декабрю. Фургоны на их базе всё еще фигурируют в статистике за январь 2019 года, но вряд ли их осталось много.

Читайте также
Автомобили республик СССР: Украина
Автопром второй по численности населения республики Советского Союза некогда был таков, что о нем впору написать объемный том, а лучше — не один...

Корейская помощь

В 1997-м Запорожский автозавод был включен в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. К этому времени производство упало до минимума: архаичные заднемоторные «Запорожцы» были сняты с производства, но даже относительно современные «Таврии» не могли конкурировать с подержанными иномарками. Находящееся на грани банкротства предприятие на несколько лет было освобождено от уплаты НДС. На пути ввоза иномарок встали 25-процентные пошлины. Был найден серьезный зарубежный партнер — южнокорейская Daewoo Motors, согласившаяся организовать на Украине сборку своих моделей и модернизировать «Таврию».

Из-за банкротства Daewoo крупноузловое производство автомобилей продолжалось недолго, однако новый владелец ЗАЗа Украинская автомобильная корпорация («УкрАВТО») Тариэла Васадзе заключила сборочные контракты с Mercedes-Benz, Opel и даже с «АвтоВАЗом». Возобновилось сотрудничество с Daewoo, ставшей частью концерна General Motors: в 2004 году в Запорожье начали варить и красить седан Daewoo Lanos и его более дешевую версию Sens — c дорестайлинговым кузовом и мотором украинского производства. Недорогой Lanos быстро стал популярен в России. У нас он продавался под брендом Chevrolet, а после того, как у ЗАЗа истек контракт с GM, был переименован в ZAZ Chance.

Взлет и падение

Дела завода пошли в гору: в 2004 году было выпущено вдвое больше автомобилей, чем годом ранее, а в следующие несколько лет объемы производства только увеличивались. В рекордном для себя 2007-м «АвтоЗАЗ» выпустил 280 тыс. машин, из которых более половины произвели по полному циклу. Экспорт составил 69 тыс., а годом спустя увеличился до 72 тыс. автомобилей. В 2006-м «УкрАВТО» приобрела польский завод FSO, у которого покупала комплектующие для сборки автомобилей, а в 2007-м было подписано соглашение с Минэкономразвития РФ о промышленной сборке в Нижегородской области «Ланосов» и «Сенсов».

С кризиса 2008-го начался закат ЗАЗа. Только от переоценки кредитного портфеля в $390 млн с 5 до 8 гривен за доллар завод получил более миллиарда гривен убытка — такие данные приводит Тариэл Васадзе в интервью изданию «Лiга. Бизнес». Следующий кризис 2014-го еще больше отразился на финансовом состоянии завода.

Производство без спроса

Стремясь обновить модельный ряд, Запорожский автозавод запустил новые модели под собственным брендом: ZAZ Forza, представлявшую собой китайскую Chery Bonus /Very, и ZAZ Vida — старый Chevrolet Aveo. Однако со сбытом продукции возникали проблемы — и финансовый кризис был не единственной причиной.

Из-за девальвации гривны и низкой платежеспособности населения украинский рынок сжался в несколько раз. Если в рекордном 2008-м было продано 623 тыс. автомобилей, то годом спустя уже 162 тыс. По итогам 2018 года объем рынка составил 77,4 тыс. единиц, что на 3,2% меньше, чем годом ранее.

Кроме того, со вступлением Украины в ВТО пришлось отменить закон «О стимулировании производства автомобилей», а таможенные пошлины снизить до 10%. Дальнейшее снижение таможенных барьеров, а также бесконтрольный временный ввоз подержанных иномарок на еврономерах убили спрос на «Ланосы».

Введение утилизационного сбора в России и сверхдешевая Lada Granta подорвали продажи украинских автомобилей. После событий 2014 года ЗАЗ окончательно потерял самый большой экспортный рынок. В довершение, страны Таможенного союза перестали признавать украинский сертификат качества СТ-1.

В шаге от банкротства.

В начале декабря Хозяйственный суд Запорожской области начал процедуру банкротства ЗАЗа по заявлению ООО «Факторинг Финанс» — кредитор требовал с завода 3,16 млн гривен, чуть больше $115 тыс. Однако на начало 2018-го общая задолженность завода превышала 4,4 млрд гривен. С 2015 года Запорожский автозавод ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации отсрочки выплат, но достигнутые договоренности не решают проблему, а консервируют ее, считает председатель правления ЧАО «Запорожский автомобилестроительный завод» Николай Евдокименко.

«Для возобновления производства легковых автомобилей, для запуска нового необходимы деньги или партнеры. При этом договором с одним из кредиторов, АО “Укрэксимбанк”, прямо предусмотрен запрет на привлечение партнеров и инвесторов, создание совместных предприятий, смену направлений деятельности, подписание кредитных договоров и любые другие действия, направленные на привлечение финансирования — до погашения заводом задолженности по кредиту. В таких условиях очень сложно найти выход для предприятия», — цитирует слова Евдокименко пресс-служба.

Читайте также
С днем рождения, «горбатый»: история авто, ставшего легендой
22 ноября 1960 года на запорожском заводе «Коммунар» с конвейера сошел первый ЗАЗ-965. «Горбатый», как его окрестили в народе, стал своего рода легендой

Плохая репутация.

В «УкрАВТО» продолжают надеяться, что и после финансовой санации ЗАЗ сможет продолжить свою производственную деятельность. Однако «Ланосу» всё равно требуется замена.

— Репутация этого автомобиля на рынке такова, что сейчас рассчитывать на глобальные продажи нет смысла. Машина устарела морально и технически и никому не интересна, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора медиагруппы «Автоцентр» Виталий Новак.

О репутации некогда популярного «Ланоса» красноречиво говорит тот факт, что служба такси Uklon отключила эти автомобили от своей системы — пользователи жаловались на тесноту и неважный комфорт.

Еще в 2016 году ЗАЗ демонстрировал прототип новой модели Slavita Nova, оказавшейся перелицованным китайским хэтчбеком Riich G2. Сейчас перспективы этой модели туманны.

Как спасти ЗАЗ

Серьезный удар по производству нанесли боевые действия на востоке Украины: в Донецкой области остались 25 предприятий-смежников, в Луганской — 11. Всё же, считают эксперты, Запорожский автозавод можно спасти. Корпорация «УкрАВТО» вкладывалась в модернизацию линий, и их можно переналадить под выпуск другой модели.

Единственный путь для реанимации — контракт с каким-нибудь крупным европейским производителем, считает Новак. По его словам, заинтересованность есть у Renault. Таким образом, в Запорожье можно было бы наладить выпуск популярных Duster и Sandero. Тем более что французский автопроизводитель не может поставлять машины со своих российских заводов. Известно, что премьер-министр Владимир Гройсман обсуждал с представителями Renault возможность размещения автопроизводства на Украине.

Схожего мнения придерживается и российский автоэксперт Сергей Цыганов. Единственным вариантом спасения он видит перепродажу активов профильному западному инвестору с целью организации в Запорожье мелко- или крупноузловой сборки иномарок.

— Именно этим занимался менеджмент ЗАЗа в последние годы. Занимался абсолютно безуспешно. Сейчас завод надо буквально дарить кому-то из иностранцев, но нынешний собственник явно не горит желанием это делать. Ему гораздо выгоднее пойти по апробированному в России пути редевелопмента с продажей части площадей под застройку и сохранением небольшого производства автокомпонентов, — рассказал Цыганов.