Однако рост вазовских продаж оказался не столь бурным, как у иномарок.
Как уже сообщала «Газета.Ru», иностранные производители продали 192,5 тыс. легковушек. При этом основная масса пришлась на долю Москвы. Столичные продажи Mitsubishi и Ford, компаний с разветвленной дилерской сетью в России, составили примерно 50-55%, у Renault – 60%, а у лидера рынка – Toyota – 66,5%. Эти компании в сумме оккупировали почти 40% рынка. Более дорогие машины – к примеру, Mercedes, BMW, Audi – в основном продаются в столице, а у некоторых компаний и вовсе нет дилеров за пределами МКАД.
Так что с небольшой долей погрешности, считая московские продажи за 60% от общей суммы российских, получаем, что в Москве продается примерно столько же иномарок, сколько «ВАЗов».
А это уже тревожный сигнал. «Не исключено, что уже к концу года нынешнего перевес в пользу иномарок станет очевидным», – отметил аналитик компании BKG Владимир Скопцов.
Более того, некоторая часть «ВАЗов» в Москве покупается жителями других регионов. «Московская площадка», на которой только официальных дилеров работает два десятка, более конкурентна, нежели региональная. В результате автомобилисты из сопредельных областей едут в Москву за новыми «Жигулями», «Самарой» или «десяткой». Тем более что в столице можно выбрать не только самую дешевую машину, но и нужный цвет или комплектацию. Сколько машин, купленных в Москве, уезжает в другие регионы, точно подсчитать сложно, но, по нашим данным, таковых не менее 10%.
В результате получается, что автопарк Москвы более чем наполовину прирастает иномарками. А это уже говорит о тенденции: даже увеличивая продажи, главный отечественный производитель проигрывает столичный рынок своим иностранным коллегам.
Аналитики уверены, что складывающаяся ситуация очень неблагоприятна для АвтоВАЗа. Эксперт компании «Атон» Тимоти Макатчен уверен, что эта тенденция в наступившем году получит продолжение. По его словам, ВАЗ теряет позиции по двум основным причинам. Во-первых, это рост покупательной способности населения, который сильнее всего заметен именно в Москве. Второй причиной, по мнению Макатчена, стало развитие программ кредитования, благодаря чему изменились предпочтения большей части москвичей. Теперь вместо дешевой «Лады» появилась возможность купить более дорогую, но качественную иномарку.
С этим согласен эксперт компании BKG Владимир Скопцов: «Цены на "ВАЗы" постоянно растут, а качество этих автомобилей в лучшем случае остается на прежнем уровне. А требования москвичей к своему автомобилю за последнее время сильно изменились. Теперь в стандартной комплектации своей машины московский покупатель хочет видеть определенный набор опций, который на вазовские автомобили устанавливаются только за доплату. Кроме того, развивающееся быстрыми темпами кредитование сломало стереотип, что "ВАЗ" – самая дешевая машина. На рынке уже появились достойные предложения иностранных автопроизводителей по вполне приемлемым для московского кармана ценам». По мнению Скопцова, если ВАЗ кардинально не изменит свою маркетинговую стратегию, не выпустит принципиально новый автомобиль, соответствующий современным требованиям по качеству и комфорту, продажи его автомобилей в Москве сильно сократятся.
На региональном рынке у тольяттинцев пока конкурентов нет. Но лишь пока. О своих планах увеличить долю продаж за пределами МКАД заявили крупные игроки на рынке иномарок – Ford, Renault, Mitsubishi.
Сейчас они активно развивают дилерскую сеть вне Москвы. Естественно, так же быстро, как в столице, догнать ВАЗ в регионах у них не получится, но первый сигнал для тольяттинцев уже прозвучал.