Shinkansen: мировой чемпион скорости на магнитной подушке
В 1964 году в Японии построена первая железнодорожная линия по европейским стандартам, шириной 1435 мм. Так появилось название Shinkansen — «новая магистраль». Поезда движутся по ней со скоростью 280-330 км/ч (рекорд — 431 км/ч). С 1974 года курсируют и поезда на магнитной подушке, развивающие рекордные 581 км/час.
В стране построено семь линий Shinkansen, но лидер по пассажиропотоку магистраль — Токио—Син-Осака («Токайдо-синкансэн»). Расстояние между начальной и конечной станцией в 515,4 км состав преодолевает за 2 часа 30 минут.
На магистралях эксплуатируются три типа скоростных поездов: Nozomi едут со скоростью до 300 км/час и останавливаются в больших городах, у Hikari скорость достигает 200-220 км/ч, и они останавливаются на промежуточных станциях, а Kodomo развивает 110-150 км/ч и тормозит на всех станциях.
Длина поезда с 10-16 вагонами доходит до 400 метров, а одного вагона — 25 метров. Но головной вагон длиннее: за удлиненную переднюю часть его прозвали «утконос», а за скорость — «пуля». Вагоны — комфортабельные: отклоняющиеся сиденья самолетного типа с электрической розеткой. Нажатием педали они разворачиваются на 180 градусов.
CRH380A: высокоскоростной подвижной состав Поднебесной
Китаю понадобилось десять лет на создание концепции, тысяча испытаний и еще год на сборку поезда, чтобы в октябре 2010-го открылись регулярные маршруты высокоскоростных поездов CRH380A Шанхай—Нанкин и Шанхай—Ханчжоу.
В 2011 году к ним присоединился маршрут Ухань—Гуанчжоу. CRH380A — детище CSR (China South Locomotive & Rolling Stock Corporation). Кроме CRH380A, корпорация создала еще три модели поездов для высокоскоростных линий.
Специальный алюминиевый сплав и форма корпуса, в передней части похожая на рыбью голову, помогают снижать аэродинамическое сопротивление: поезд способен развивать и поддерживать скорость 350 км/ч, а также достигать предельной отметки 550 км/ч. Расстояние между Пекином и Шанхаем в 1196 км поезд преодолевает за 3 часа 50 минут.
В составе поезда восемь вагонов: VIP, купе, вагоны для людей с ограниченными возможностями и вагон-ресторан. Вместимость состава — 494 человека. Все пассажирские места оборудованы столиком для приема пищи, дисплеем, лампой для чтения.
TGV POS: рельсовый рекордсмен скорости
Национальная компания французских железных дорог (SNCF) в 2006 году открыла высокоскоростной маршрут Париж — Люксембург. Вскоре электропоезда TGV POS французской компании Alston стали курсировать и между большими городами Франции, Германии, Швейцарии, Испании.
В апреле 2007 года в ходе совместных испытаний SNCF и Alston на линии длиной 106 км, соединяющей Францию с Лотарингией, TGV POS разогнался до 574,8 км/ч. Этот рекорд скорости для рельсовой железной дороги еще не побит. Как правило, экспресс — это два головных моторных вагона и восемь промежуточных на 377 мест каждый. Вагоны делятся на первый и второй класс.
Пассажиров, планирующих ехать первым классом, ожидает ряд преимуществ: покупка билета без очереди, ожидание поезда в бизнес-зале, служба приветствия на перроне. В вагонах первого класса кресла размещены в порядке «2+1». Места оборудованы подголовниками, подлокотниками и подставками для ног. В каждое кресло вмонтирована розетка и лампочка для чтения (пресса предоставляется бесплатно).
AVE Talgo-350: самая протяженная высокоскоростная железнодорожная сеть Европы
AVE, оператор испанского высокоскоростного железнодорожного транспорта, первую линию запустил в 1992 году. В 2017 году страна заняла второе место в мире по протяженности скоростных магистралей: девять скоростных линий связывают Мадрид с городами Испании и Европы.
На линиях курсируют составы с 8-16 вагонами, изготовленными во Франции, Германии. Поезда AVE Talgo-350 рассчитаны на скорость до 330 км/ч (рекорд достигает 365 км/ч), что позволяет за 2 часа 38 минут доехать из Мадрида в Барселону.
Головной вагон из-за удлиненной носовой части напоминает голову утки, за что и получил прозвище Pato («утка»). Кстати, аббревиатура оператора AVE созвучна с испанским словом «птица».
Frecciarossa 1000: высокоскоростной экологичный поезд
Итальянские поезда категории Frecci («Стрела») появились в 1993 году. Города Адриатики с Ломбардией связывает «Белая стрела», Frecciabianca. Ее скорость — 200 км/ч. Frecciargento, «Серебряная стрела», связывает Рим, Верону, Лечче, Бари.
Скорость Frecciargento превышает 250 км/ч. Маршруты между Римом, Миланом, Болоньей и Неаполем обслуживают поезда Frecciarossa — «Красная стрела», развивая скорость 300 км/ч (рекорд достигает 382 км/ч).
На цену билета влияет тариф, который выбрал пассажир. Таких тарифов пять: «базовый», «эконом», «суперэконом», «семейный» и «групповой», рассчитанный на туристические группы больше десяти человек.