Два «Дакара»: «официальный» и «настоящий»
В 1977 году гонщик Тьерри Сабин заблудился во время ралли «Абиджан — Ницца»... В Ливийской пустыне, где француз потерял ориентиры, ему удалось выжить только чудом — мотоциклиста вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию первого ралли-марафона «Париж — Дакар».
Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года. Стартовав из Парижа, участники преодолели 10 000 километров (включая 3 168 км спецучастков) трассы, которая проходила по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
Традиционно старт ралли проходил на парижской площади Трокадеро, а финиш — в Дакаре. Правда, с 1995 года гонка начиналась и в других городах: с этого момента гонка стала называться просто «Дакар». Но настоящая революция случилась гораздо позже — в 2008 году, когда ралли было отменено по соображениям безопасности.
30-й юбилейный ралли-марафон «Дакар» впервые прошёл на южноамериканском континенте. Сначала организаторы называли «переселение» временным... Но потом стало понятно: из Южной Америки рейд переезжать не будет. Тут и безопаснее, и выгоднее — мировым концернам заокеанский рынок куда интереснее африканского!
Что такое Africa Eco Race?
На фоне «переезда» случился раскол. Небогатым частным командам доставка машин за океан оказалась не по карману. А некоторые знаменитые гонщики не приняли новый «Дакар» по идеологическим соображениям — по большому счёту, от культового марафона осталось только название...
Africa Eco Race гонщики называют «Настоящим Дакаром». Песок Сахары, высоченные дюны, каменистая саванна, жуткие солончаки и броды... Плюс сложнейшая навигация, а также знаменитый феш-феш — многовековая пыль. Каждый день гонщикам предстоит преодолевать по 400-500 км полного бездорожья.
Гонка этого года будет длиться две недели. Общий маршрут дистанции 6 000 км. Из них 4000 км — так называемые «боевые», когда экипажи гоночных автомобилей мчатся во всю прыть на максимальной скорости. Сегодня это больше, чем дистанция латиноамериканского «Дакара»! Там дистанция 4000 км, 9 гоночных дней и всего одна страна — Перу.
На «Африку Эко Рейс» заявилось 166 участников. В категории джипов стартует 92 экипажа, грузовиков — 24, а мотоциклистов и квадроциклистов — 50. Внушительный и представительный состав! Автомобили со всего мира. Ведущие команды, производители и пилоты. Заводские команды выставили Toyota, BMW, Peugeot, Renault, GM, Iveco, Hino.
В Африку — на отечественных машинах!
В этом году список заводских команд пополнит российская «ГАЗ Рейд Спорт». Притом главное отличие этого коллектива от остальных — в выборе техники: газовцы стартуют на гоночных автомобилях, которые построены из серийных моделей! В их конструкции сохранено множество стандартных узлов и агрегатов, даже двигатели — серийные (правда, форсированные).
На международном ралли Silk Way-2018 «Соболь 4х4» завоевал десятую позицию абсолютного зачёта! На Кубке мира лучший экипаж команды занял седьмое место, а на крупнейшем международном турнире «Amul — Hazar 2018» грузовик «Садко-Next» финишировал на 29-й строчке среди 80 стартовавших.
(Кстати, серийный «Садко-Next», который вскоре встанет на конвейер Горьковского автозавода, изначально обкатывали на гоночных трассах Чемпионата России по ралли-рейдам. И это отнюдь не маркетинговая история! Спортивный опыт подсказал несколько полезных решений для товарного грузовика.)
Словом, российская команда, хоть и впервые стартует на африканском континенте, но представляет собой отлаженный механизм. Кстати, в «Африке Эко Рейс» стартуют ещё два отечественных экипажа, но на иномарках — Сергей Куприянов на французском багги MD и Алексей Титов на американском пикапе Ford F150.
Наши люди
Примечательно, что Россия впервые выставляет на подобные ралли легковые внедорожники отечественного производства! (На «Дакаре» однажды стартовали отечественные «Нивы», но это было очень давно — во времена СССР). Так что наши «Газели» соперники и судьи будут оценивать очень придирчиво...
В караване команды, кроме спортивных автомобилей, поедут и другие отечественные автомобили — машины поддержки и техпомощи. Это абсолютно серийные «Уралы-Next», «Газели-Next» и «Соболи 4х4». Их задача не только быстро и качественно обслуживать гоночные машины, но и продемонстрировать технический уровень марки ГАЗ.
Караван команды сначала едет через всю Европу — Финляндию, Германию и Францию. И только стартовав из Монте-Карло, переправится на африканский континент. А уже там... Рев моторов, скорость под двести, песчаные ловушки... Прыжки, перевороты, падения, скольжения. А ещё пробитые колеса и, значит, драгоценное время на их замену.
За рулём спортивных болидов будут сидеть звезды отечественного и мирового автоспорта: мастера спорта, мастера международного класса, чемпионы страны и победители этапов чемпионата мира по классическому ралли. Вот полный состав гоночных экипажей команды «ГАЗ Рейд Спорт»:
- Евгений Суховенко (Ростов) / Евгений Павлов (Тверь) — «Газель-Next»
- Алексей Игнатов (Челябинск) / Дмитрий Чумак (Москва) — «Газель-Next»
- Михаил Шкляев (Н. Новгород) / Александр Лагута (Н. Новгород) — «Садко-Next»
- Болеслав Левицкий (Н. Новгород) / Станислав Долгов (Н. Новгород) — «Садко-Next»
В любом случае, на марафонах такого уровня ни звёздные пилоты, ни обкатанная техника не гарантируют победы! Более того, даже добраться до финиша убийственного ралли-рейда — огромная удача. Так что первый старт на Africa Eco Race для «ГАЗ Рейд Спорт» точно не будет лёгкой прогулкой...