Раннее утро. Пустынное скоростное шоссе, позёмка, морозец. Бессовестные показания стрелки спидометра позволяют без зазрения совести ехать в левом ряду. Всё равно никто не догонит полноприводный кроссовер с 300-сильным мотором. Но сзади забрезжил и стал приближаться ксенон — на чем же мчит ещё один ненормальный? В зеркалах выросла низкая морда немецкого спорткара, а стоило его пропустить — кузов щегольнул наклейками любительских соревнований. Водитель явно «на опыте», поэтому дальше поедем нескучно. Вопрос — удержится ли кроссовер за спорткупе?
Поздний вечер. Метель на МКАДе, под колёсами снег и лёд. На газ не то что наступить — дунуть страшно. Система стабилизации ежесекундно одёргивает корму 550-сильного купе Jaguar F-Type R. Слева и справа уверенно обгоняют оклеенные в жёлтую плёнку седанчики — у них нет полного привода, мощного мотора и широких шин, и в условиях сурового снегопада это только преимущество. А ещё не спавшие почти сутки таксисты держат руль одной рукой, тогда как хорошо отдохнувший водитель суперкупе вцепился в обод обеими. Неужели этот спорткар так безнадёжен зимой, даже несмотря на свой полный привод?
Эти ситуации не выдуманы и на самом деле произошли за пару недель нашего необычного теста. И мы решили выяснить: правда ли низкий сверхмощный автомобиль непригоден для зимней эксплуатации и суррогатной ли заменой ему будет самый спортивный кроссовер того же производителя? Итак, кроссовер E-Pace P300 против купе F-Type R в условиях снежной зимы. Думаете, выводы очевидны?
Зимний мегаполис
В залитом реагентами, просоленном и увешанном камерами городе тесно обоим. Даже динамики E-Pace (6,4 с до сотни) достаточно — что говорить о сверхмощном F-Type R, который разменивает сотню за 4,1 секунды. Но удивительное дело: даже в предновогодних пробках ехать на купе... весело! И плевать, что в грязи задняя камера (на кроссовере её испачкать намного сложнее), что едва возвышающиеся над дорогой стёкла покрыты бурой жижей (там где у F-Pace уже крыша, у E-Pace лишь начинается «подоконник»), когда под правой ногой такой Инструмент.
Педаль газа извлекает из синей двухдверки настоящую музыку. Никогда никакой «два ноль турбо» не зазвучит так, как компрессорная пятилитровая «восьмёрка», поэтому водить F-Type R круглый год можно только ради одного его звука. Симфония складывается из басовитого рокота при разгоне и утробного рёва с клокотанием на сбросе. Последние перемежаются звонкими отстрелами в выхлопе. Снаружи — громко! Или очень громко, если кое-что сделать.
Играя правой педалью, находишь логику звучания выпуска и вскоре чувствуешь себя музыкантом — получается извлекать из F-Type R нужные звуки в нужный момент. И это, кажется, не надоест никогда! Вкупе с огромным объёмом мотора и правильной настройкой гидротрансформатора это провоцирует на передвижение короткими варп-прыжками даже в заторах. Просто чтобы снова и снова получать подзатыльники от спортивного кресла и слушать канонаду под задним бампером.
E-Pace такой асоциальщине не обучен: здесь нет диких стартов рывком, да и выхлоп не притворяется артиллерией. Зато кроссовер совершенно не медленнее, но намного комфортнее в городе, чем купе: лучше обзорность, выше устойчивость к слякоти, нет проблем с колеёй, ледяными наростами на «лежаках» и парковкой в снегу. Там, где F-Type шуршит днищем, буксует и толкает сугроб губой бампера, E-Pace движется как по гладкой дороге. А туда, где вышеперечисленное случится и с ним, купе в принципе не заедет. Но лучше оставить суету города, выбраться на просторы и поехать как следует. Ведь что может быть лучше зимой, чем спортивная машина с приводом на все четыре!
Стабилити и дрифтабилити
На очищенных трассах F-Type R даже зимой взрезает пространство, демонстрируя ошеломительную динамику. Нешиповка, в которую оказалось обуто купе, — скорее, асфальтовая всесезонка, чем зимние шины, поэтому в бесснежные периоды владелец «Ф-Тайпа» может получать почти тот же адреналин от разгона, что и летом. По сухому даже на таком мощном E-Pace за ним не угнаться, но весь прочий трафик кроссоверу по зубам. Лишь незначительная часть потока имеет похожий баланс характеристик мощности, массы, клиренса и настроек шасси, поэтому приятное ощущение превосходства можно считать пунктом комплектации E-Pace в «агрегатном» топ-варианте P300.
Чтобы понять, кто интереснее и круче на льду, мы отправились на автодром ADM Raceway в Мячково, где каждый год заливают трек для зимнего дрифта. Увы, автомобили достались нам на совсем разных шинах. На купе F-Type R стояла резина с хорошим зацепом по сухому асфальту даже в мороз, но беспомощная на скользких покрытиях. А на кроссовере — шина для северной зимы, которая даже в отсутствие шипов не пасует на льду. Но мы не будем использовать секундомер и сосредоточимся на ощущениях.
Оба «Ягуара» уверенно трогаются с пробуксовкой всех четырёх, поэтому старт получается эффективным. Если не отключать систему стабилизации, то разницу в настройке привода ощутить сложно — ехать на F-Type R и E-Pace будет одинаково безопасно. Примерно такой же результат даст половинчатая деактивация электроники — всё равно она вмешивается слишком рано и не даёт вести машину так, как та просит на гоночной трассе. Наконец, долгое удержание заветной клавиши, и помощники усыплены. Приятно, что кроссовер тоже даёт остаться с собой один на один — это атрибут спортивного автомобиля и важный момент в диалоге машины с искушённым водителем.
В поворотах два «Ягуара» скользят каждый по-своему. У F-Type ярко выраженный характер заднего привода — он любит резко проваливаться в глубокий угол, требует точной и быстрой коррекции рулём и газом. Тренажёр для умелых пилотов, но взамен он даёт мощный рост «скилла» и эффектную езду. Кроссовер E-Pace тоже любит ехать боком и умеет делать это быстро, но его задняя ось стабильнее, что понравится любителям скорости и немного расстроит дрифтеров. Руль не такой острый, поэтому прощает больше ошибок контрруления при заносе.
А вот акселератор E-Pace лучше принудительно обострить спортивным режимом, двинув курок на центральном тоннеле в сторону пиктограммы с клетчатым флагом. Такой же есть и у купе, но там это чисто летний функционал: зимой хватает стандартной педали и прозрачной тяги огромного двигателя. Лучше ткните клавишу с изображением выхлопных труб рядом — она откроет заслонки и заставит F-Type R звучать ещё более первобытно. Вот теперь — действительно очень громко!
Суррогат или замена?
А может, всё-таки лучше вообще спрятать приземистый спорткар на всю зиму в гараж? Ведь мощный и компактный кроссовер Jaguar E-Pace действительно оказался полноценной заменой суперкару той же марки — неспроста у них в облике столько общих деталей. Он даёт похожее ощущение доминирования и удовольствие от езды — действительно быстрый, поворачивает по-легковому, не прочь поскользить, позволяет отключить стабилизацию и даже неплохо звучит, насколько это возможно с двухлитровой «четвёркой». А ещё он понятнее и стабильнее в руках не самого опытного водителя и не заставляет переживать о низком обвесе. Всё это даёт на «Е-пейсе» бесстрессовый, но достаточно увлекательный зимний драйв. И позволяет припарковать 550-сильного монстра F-Type R до весны.
Но с другой стороны, можно понять и тех, кто не сможет отказаться от рыка компрессорного V8 даже зимой. Полный привод дан F-Type R не для зимних забав, но выручит в снегопады и доставит гурману немало приятных минут на подходящей дорожке. Особенно если подобрать хорошие зимние шины. Есть у суперкупе Jaguar и ещё одна функция, кроссоверу недоступная: когда потребовалось найтись на большой площади с человеком, у которого почти разрядился мобильный, достаточно было сказать ему «иди на звук» и крутануть в отсечку мотор. Не потерялись.