Транссибирская магистраль: самая длинная железная дорога мира
Скорый поезд No 002 /001 «Россия», курсирующий по знаменитой Транссибирской магистрали между Москвой и Владивостоком, проезжает маршрут без остановок за 144 часа. Расстояние между начальным и конечным пунктом — 9288,2 км или 7 часовых поясов. Давнее название железной дороги — Великий Сибирский путь или просто Транссиб. Императорский указ Александра III, датированный 09.03.1891, считается официальным началом строительства железной дороги. Она соединила европейский Центр, Урал, Восточную Сибирь и Дальний Восток. С 1903 г. стали постоянными рейсы из Санкт-Петербурга во Владивосток. К этому времени было уже уложено 12000000 шпал и 1000000 тонн рельсов. В последующие годы достраивались отрезки Великого пути. Строительство и модернизация магистрали продолжаются до сих пор! Так, в 2002 г. завершена электрификация, реконструируются Хинганские тоннели, построены новые мосты через Енисей и Амур.
Альбулийская железная дорога: узкоколейка на высоте 65 метров
Знаменитость швейцарской Ретийской железной дороги и символ ее железнодорожной ветки «Альбула» — дугообразный одноколейный виадук Ландвассер. Расположен он в кантоне Грабюнден между станциями Тифенкастель и Филизур одноименных коммун. Этот шестиарочный мост над рекой Ландвассер поддерживают пять 65-метровых опор. Радиус кривизны моста составляет 100 м, а длина — 136 м. На юго-востоке мост «ныряет» в одноименный 216-метровый альпийский тоннель. Движение поездов открылось в 1902 г., а в 1907 г. начались регулярные грузопассажирские перевозки. Реставрация виадука летом 2009 укрепила каменные мостовые конструкции и полностью заменила железнодорожное полотно. Но экстерьер остался первоначальный: виадук Ландвассер в 2008 г. занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежедневно по ландвассерской «одноколейке» проходят 60 поездов.
Цинхай-Тибетская железная дорога: путь по высочайшему высокогорью планеты
Одноколейная китайская «Цинцзан телу» между провинцией Цинхай-Синин, и столицей области Тибет — Лхаса побила 3 мировых рекорда. Это самая высокогорная дорога: 981 км пересекает территорию, возвышающуюся над уровнем моря на 4000-5000 м, а еще 245 км — на высоте, превышающей 5000 м. Высочайшая точка трассы — вблизи станции Тангла (5072 м). Длина дороги в 1226 км сделала ее самой протяженной дорогой, построенной на нагорье. Третий рекорд установил 3,3-километровый тоннель Фэнхошань на высоте 4905 м, став самым высокогорным тоннелем планеты.
Чтобы пассажиры не страдали высокогорной болезнью, используются специальные герметичные вагоны с возможностью подкачки кислорода, разработанные канадской фирмой Bombardier. Предусмотрены также персональные кислородные маски, а в поезде есть медицинские работники. Поездка в купейном вагоне обойдется в 1400 юаней (200 долларов), а в плацкартном — 860 юаней. При этом помните — для поездки в Тибет туристы обязаны получать специальное разрешение.
Фломская железная дорога: 21 вираж к вершине фьорда
Фломская железная дорога (Flam Railway или «Фломсбана»), ветка линии «Осло-Берген» на западе Норвегии. Протяженность Фломсбаны всего 20,2 км, но градиент крутизны — самый большой в мире: 1:18. Кроме того, поезд проходит 21 крутой поворот, радиус наименьшего — 130 м. Билет в одну сторону стоит 550 норвежских крон (64 доллара).
За пейзажи, открывающиеся перед путешественниками, «Общество международных железнодорожных путешественников» включило Фломсбанну в список 25 красивейших в мире поездок поездом, а по оценке журнала National Geographic Traveller она входит в ТОП-10 красивых поездок поездом в Европе.
Rovos Rail: непристойно роскошное путешествие
Самым помпезным поездом мира считается частный экспресс Pride of Africa («Гордость Африки») в ЮАР. В первую поездку поезд из 12 раритетных вагонов отправился в 1989 году, и с тех пор его владелец, бизнесмен Рохан Вос, лично отправляет и встречает каждый экспресс.
Купейные вагоны внутри отделаны ценными породами деревьев, украшены гобеленами и картинами, ценным фарфором и другими предметами роскоши. В них есть все. Купе пассажиры выбирают трех типов: Royal (16 м2), Deluxe (11 м2), Pullman (7 м2). В вагоне-ресторане подают блюда из дичи, морепродукты с изысканными соусами, стейки из антилоп. К каждому блюду сомелье подбирает вино. В ресторане следует появляться согласно установленному дресс-коду. По пути делаются остановки для посещения музеев или сафари. В вагоне с открытой площадкой путешественники играют в пинг-понг или любуются пейзажами в ожидании традиционного Five o'clock Tea. Экскурсии, цветы, фрукты также включены в стоимость поездки. Провести время в стиле викторианской эпохи стоит от 3500 долларов.