Железнодорожный транспорт в нашей стране не стоит на месте. Вот и РЖД совсем недавно презентовали новые плацкартные вагоны. Правда, тут, скорее, уместно слово «обновлённые» — по факту «новый салон» встроят в старый «кузов».
Принципиальные отличия — материалы и цветовые решения. В остальном всё должно остаться по-прежнему — четыре полки в купе и две «боковушки». Представители компании обещают, что всё теперь будет гораздо комфортнее, больше и шире, однако те, кто опробовал плацкарты в полноразмерном макете, отмечают — места для хранения вещей стало меньше, а ноги выпрямить на верхней полке стало проблематичнее.
Пока РЖД ещё собирает мнения и может внести некоторые изменения. Появление новых плацкартов в общем доступе запланировано на начало 2019-го. Так что скоро сами всё увидим, пощупаем и прочувствуем полки на собственных косточках.
А пока ждём, предлагаем вам посмотреть, что в этом направлении предлагают другие страны мира.
Австралия
В этой стране железнодорожный транспорт развит довольно слабо. Начиная с конца 40-х годов и вплоть до 90-х его планомерно убивали в угоду автотранспорту. Даже для грузовых перевозок здесь часто используют автопоезда.
Однако через весь материк можно проехать на трансконтинентальном пассажирском поезде Indian Pacific. Кстати, таких в мире остались единицы. За три дня на нём можно преодолеть более 4,5 тыс. километров.
Тут есть три класса пассажирских вагонов — «платиновый», двухместный «золотой» и «золотой» одноместный. Плацкарта же как такового не существует. «Платиновый» — купе для двоих и все удобства в номере.
«Золотой» — на два места, полки в два яруса и удобства также под рукой. А вот «золотой» для одного — это одноместное купе без туалета. Зато очень комфортное.
В составе поезда вместе с вами путешествовать будет вагон-бар и вагон-ресторан. В первом к вашим услугам включённые в стоимость билета напитки, причём не только безалкогольные. А во втором — трёхразовое питание, стоимость которого также включена в цену билета. Попадаются и пассажирские вагоны с интересной планировкой — коридор в них зигзагообразный, дабы удобно разместить купе по разным сторонам вагона.
Кстати, в последние годы пассажирские ж/д перевозки в Австралии начали развивать. И тут не обошлось без казусов. К примеру, не так давно правительство штата Новый Южный Уэльс заказало в Южной Корее новые пассажирские поезда. Выложили австралийцы за это удовольствие порядка двух миллиардов долларов. А вагоны оказались слишком широкими и не влезли в существующие тоннели. При этом поезда обратно возвращать не стали, а вместо этого разработали проект по расширению тоннелей. На широкую ногу живут!
Канада
В Канаде пассажирские поезда скорее местная изюминка и развлечение для путешественников, а не повседневный вид транспорта. И билеты не из дешёвых. К примеру, за то, чтобы доехать из Торонто в Ванкувер (чуть больше 3 дней пути), придётся выложить около 900 долларов. Но эти деньги путешественники отдают не только за комфорт, но и за потрясающие виды из окна.
Пассажирские вагоны делятся на 3 класса. Бизнес-класс с удобными сиденьями, питанием и интернетом. Эконом-класс с питанием за дополнительную плату и менее удобными сиденьями. А на дальних расстояниях есть и спальные вагоны.
Последние напоминают привычный каждому русскому человеку плацкарт-боковушку, однако не в пример более комфортабельные. Каждый отсек отделяется занавеской, а нижние два диванчика превращаются в удобную даже не полку, а кровать. Очень яркая отличительная черта и приятный бонус для путешественников — общие «гостиные» в хвосте поезда, с бесплатными фруктами и печеньем.
США
В США с железными дорогами всё очень хорошо. Их протяжённость в три раза больше, чем в России. Однако они по максимуму оккупированы «товарняками» — пассажирским движением здесь занято едва ли 20%.
Пассажирская железная дорога тут называется Amtrak и предоставляет несколько вариантов путешествий в поезде — сидя и, скажем так, лёжа (спальные вагоны). Пожалуй, главная причина непопулярности железной дороги среди местных — это цены билетов. Купить спальное место в купе выходит дороже, чем пролететь то же расстояние на самолёте. И многие американцы сутками едут на сидячих местах, кто как умеет.
Если говорить о плацкарте, то его в США нет. Есть купе в двухэтажных вагонах. Причём довольно комфортные, хоть и не популярные. Купе бывают нескольких типов — с душем и туалетом «в номере» или маленькие купе без удобств. Еще есть «семейные» варианты — на всю ширину вагона, кресла раскладываются в широкую нижнюю полку, сверху опускаются короткие полки для детей.
В вагонах есть буфеты с кофе, чаем, водой, льдом и соками — всё включено в стоимость билета. Двери между вагонами пневматические, открывать удобно и рукой и ногой. А перехода между вагонами практически не заметно.
Европа
Европейские железные дороги можно назвать мечтой любителей путешествовать поездом. Тут всё отлично с сервисом, скоростью, графиком передвижения и с доступностью билетов.
Спальные вагоны часто имеют в каждом купе не четыре, а шесть мест, по три с каждой стороны. Конечно, для любителей максимального комфорта есть вагоны первого класса с отдельными купе, некоторые из которых похожи на неплохой номер в гостинице.
Япония
В Японии железнодорожное движение активное и популярное. Причём настолько, что места в местном плацкарте покупать лучше заранее. Двухэтажные вагоны «ноби ноби» считаются одними из самых необычных в мире. Полки здесь — не полки, а секции на одного человека. И расположены не вдоль вагона, а поперёк. Путешествовать в них удобно не только лёжа но и сидя, места хватает для всего. Кроме того в вагоне есть душ, но за него придётся заплатить отдельно. Если же путешествовать «в толпе» не нравится, то к вашим услугам великолепные купе, на двоих без удобств и уютный бокс а-ля гостиничный номер с раковиной.
Таиланд
Плацкарт в этой стране — это второй класс. Здесь их несколько вариантов, и все они российскому путешественнику будут довольно привычны. Так, есть вагон с боковушками, причём боковыми будут все полки.
А есть обычный плацкарт, но без боковых коек. Каждая полка отгораживается от внешнего мира плотной занавеской. На стоимость билета влияет и то, есть ли в вагоне кондиционер. Как и везде, для любителей повышенного комфорта есть здесь первый класс. Это купе с одной или двумя полками.
Надо отметить, что тайские поезда не отличаются соблюдением расписания — час-два ожидания тут норма.
Китай
В Китае за последние годы в плане пассажирских ж/д перевозок произошли значительные перемены. Спальные вагоны вполне можно назвать плацкартными, но места здесь открытые, они образуют отдельную зону для каждого пассажира.
При этом большинство поездов всё же старого формата — опять же привычного нам плацкарта, но без боковушек, вместо них установлены небольшие столики и откидные сиденья. Сами плацкарты здесь, как и в Европе, — в три яруса, и предназначены исключительно для «лежачих путешествий».
Бельё входит в цену билета и аккуратно застелено заранее. Правда, если сесть не в начале маршрута, а где-нибудь на промежуточной станции, то о себе придётся напомнить проводнику — без этого бельё от предыдущего пассажира вам не заменят. Во всех плацкартах под столиком установлен огромный термос с не очень горячим кипятком — меньше 80 градусов.
Кстати, разница в стоимости билетов между плацкартом и купе здесь не огромная, и в плацкарте едут в основном те, кто банально не успел купить билет в более комфортный «отсек».
Индия
В Индии путешествия в плацкартном вагоне — прямо скажем, сильно «на любителя». Если, например, захотелось чего-то эдакого, лёгкого экстрима.
Здесь поезда — один из самых популярных видов транспорта, вечно переполненные и не очень чистые. При этом даже при покупке билета в третий класс вы получите горячий ужин.
Матрас и бельё покупать нужно отдельно, и местные на этом предпочитают экономить.
Сами вагоны очень напоминают старые отечественные плацкарты, но с тремя полками, в том числе и с боковыми. Так что всего на отсек получается аж 9 спальных мест. Во втором классе немного свободнее — здесь 4 привычных полки. Максимум комфорта можно получить от купе.
Отличительная черта всех пассажирских поездов в Индии — вентиляторы в каждом вагоне. И, кстати, с расписанием здесь также беда — опоздания в порядке вещей.
Дмитрий Саранча