Плюсы электросамокатов давно известны. Это — относительно низкая стоимость, удобство в использовании, достаточная по городским меркам скорость, компактность, возможность перевозки в общественном транспорте и т.д. О минусах говорят реже. И совершенно напрасно.
Для начала немного теории. В значительной степени проблемы электросамокатов вытекают из их неурегулированного статуса. Слова самокат вообще нет в ПДД! А если номинальная максимальная мощность мотора «электрокикера» в режиме длительной нагрузки не превышает 0,25 кВТ, то фактически человек, который им управляет, приравнивается к пешеходу. Мы в данном случае не просим Госдуму «ввести права на самокаты» или «повесить на самокаты номера». Но каждый, кто пользуется таким устройством, обязан задуматься о следующих моментах.
Самокаты едут быстро. Скорость 20-30 км/ч для электрического самоката — это норма. Не хуже любого велосипеда! Хотя есть и такие устройства, которые могут развивать гораздо большую скорость — 60-100 км/ч! Несмотря на то, что, по правилам, это уже мопед и требует наличия водительского удостоверения, владельцы таких самокатов нередко не утруждают себя чтением ПДД и даже выезжают на оживленные магистрали без средств защиты. Стоит ли говорить, что такое поведение на дороге опасно само по себе? Хотя из-за большой скорости электросамокатов часто возникает еще одна проблема.
Самокат часто не видно. Когда человек едет на электросамокате, он не настолько заметен, как велосипедист. А его скорость гораздо больше, чем у пешехода, из-за чего водители нередко замечают самокатчиков в самый последний момент. К тому же им из-за своих габаритов гораздо проще попасть в «мертвую зону» автомобиля. А «вишенка на торте» — это передняя фара или фонарь, которых на самокатах иногда просто нет. В итоге нередко ДТП с электросамокатами происходит просто потому, что их пользователей не видно ни днем, ни ночью!
Тротуар — место пешеходов, которые никак не ожидают появления «кикеров», двигающихся сильно быстрее их. Как следствие, не всегда пешеходы могут отреагировать адекватно. Другое дело, что велодорожки есть далеко не везде. К тому же, спорным остается вопрос, где безопаснее ехать — по дороге в правом ряду или по тротуару. В этом смысле пользователи электросамокатов испытывают те же проблемы, что и велосипедисты с той лишь разницей, что велосипедисты обязаны ехать в правом ряду по дороге, а самокатчики — нет. Впрочем, в любом случае к пешеходам стоит относиться с максимальной вежливостью и осторожностью.
Вы здесь не одни. Даже если вы пользуетесь электросамокатом на велодорожке, не стоит забывать, что существуют и другие участники движения. Например, такие же пользователи самокатов или велосипедисты, которые также могут вас не заметить. Поэтому соблюдайте банальную осторожность — аккуратнее при обгонах, не подрезайте, смотрите по сторонам при проезде перекрестков и пешеходных переходов и т.д.
Для пользователей электросамокатов складывается не самая приятная ситуация. Хотя этот транспорт объективно удобный, да еще и модный, приходится констатировать, что рады ему далеко не все: пешеходы не всегда довольны, когда на самокатах ездят по тротуару, а водители — когда на «электрокикерах» выезжают на проезжую часть. А ПДД статус самокатов не регламентируют. То есть сложился полный правовой и практический нигилизм!
Чтобы снизить градус накала, дадим некоторые советы, как обезопасить себя во время использования электрических самокатов.
- Пользуйтесь велодорожками там, где они есть.
- Там, где велодорожек нет, лучше ехать по тротуару, если позволяет ширина. Но при этом...
- Помните, что пешеходы на тротуаре всегда правы! Объезжайте их на достаточном расстоянии. Если это невозможно (например, перед вами большая толпа), лучше заранее спешиться.
- Нерегулируемые пешеходные переходы всегда преодолеваем пешком.
- Фонарь и фликеры (светоотражатели) в темное время суток обязательны!
- Внимательно изучите, что ПДД говорит о велосипедистах, и применяйте это к себе (за исключением езды по проезжей части). И никогда не ездите навстречу автомобильному потоку!
P.S. — Независимо от того, есть у вашего самоката электропривод или нет, будьте осторожны при проезде луж. Как говорится, «не зная броду, не лезь в воду».