Кикшеринг по своей сути ничем не отличается от уже знакомого нам каршеринга. Но только если «кар» — это автомобили, то в кикшеринге в краткосрочную аренду сдаются самокаты. Как правило — электрические (хотя есть варианты и с «обычными»). Еще совсем недавно этот рынок не представлял никакого интереса для крупного бизнеса.
Но все изменилось в 2017 году, когда появилась компания Bird Rides. Ее основал Трэвис Вандерзанден, который раньше был топ-менеджером в Uber и Lyft (сервисы по аренде самокатов существовали и раньше, но инвесторов они не особенно привлекали). В феврале 2018 года Bird получил инвестиции в 15 млн долларов, в марте — еще 100 млн, в мае — плюс 150 млн. Причем в компанию вкладывали фонды, которые в свое время неплохо заработали на Google, Uber и других знаменитых сейчас фирмах. В середине этого года эксперты говорили, что Bird является «единорогом» — этот термин был придуман в 2013 году для обозначения стартапов, стоимость которых очень быстро достигает миллиарда долларов (найти и вовремя инвестировать деньги в такие компании считается настоящим чудом).
А сейчас речь идет о том, что Bird Rides может стоить 2 млрд долларов! Причем в США есть еще компании Lime, Skip, Spin, Scoot, которые занимаются прокатом самокатов. Так, появившуюся в 2017 году Lime тоже оценивают выше 1 млрд долларов — это произошло после того, как Lime договорился с могучим Uber о партнерстве. И, как пишет Bloomberg, есть предпосылки, что стоимость Lime достигнет 3,3 млрд!
Что произошло?
Почему миллиарды долларов потекли в казалось бы «несерьезный» сегмент по аренде самокатов? Причин несколько.
Первая — появилось новое поколение электросамокатов. Они легкие, имеют запас хода 20-30 км (а иногда и больше), да и скорость у них вполне приличная (20-30 км/ч). Причем электрические самокаты сейчас уже относительно недорогие (500-600 долларов за хороший вариант).
Вторая (и, возможно, самая главная) — меняется само понятие «мобильности». Если раньше людям для передвижения по городу хватало автомобиля, то сейчас его уже недостаточно. А в некоторых случаях машина вообще противопоказана — в центре крупных городов (даже американских, не говоря уже про Европу) порой сложно припарковаться, а стояние в пробках занимает слишком много времени. При этом молодое поколение стало... ленивым. Теперь все хотят попасть на работу или домой как можно быстрее и потратить как можно меньше сил.
После того, как Bird Rides, Lime и прочие фирмы запустили свои сервисы, всего за 2 года только в США было совершено более 20 млн поездок на самокатах. И эта цифра стремительно растет, а взять самокат в аренду сейчас можно более чем в 100 городах по всему свету (и, повторимся, это только начало).
Как это работает?
Если вы хоть раз пользовались каршерингом, то ничего нового для вас не будет. Чтобы арендовать, нужно зарегистрироваться в программе, скачать на смартфон приложение и с его помощью разблокировать самокат.
Обычно нужно заплатить 1 доллар за сам факт аренды, а затем каждая минута (иногда — миля) стоит порядка 15 центов. Итого за 20 минутную поездку надо отдать 4 доллара. Для США совсем немного (например, метро или автобус в Нью-Йорке стоят 2,75). А, например, в Сингапуре стоимость еще меньше — от 7-9 центов в минуту.
Проблемы
Сервисы краткосрочной аренды самокатов стартовали очень бурно — в 2017 и 2018 годах они появились почти во всех крупных американских городах. Однако агрессивная политика привела к тому, что самокаты фактически заполонили все улицы. Их стало слишком много — люди, покатавшись на самокате, часто бросали их где попало и уходили по своим делам. В итоге власти стали получать огромное количество жалоб: инвалиды говорили, что они не могут проехать по тротуару, автомобилисты часто не имели возможности припарковаться, а пешеходы вечно спотыкались о брошенные тут и там самокаты.
А, например, 19 октября в Лос-Анджелесе был подан групповой иск против Bird и Lime, которых обвиняют в грубой халатности. Якобы владельцы этих фирм знали, что самокаты представляют опасность для пешеходов и самих пользователей, однако ничего не сделали для их защиты. По данным Bloomberg, в настоящий момент три человека погибли после падения с самокатов, а еще несколько сотен получили тяжелые травмы. Причем речь идет не только о «водителях» самокатов, но и о пешеходах в которых на высокой скорости врезаются «самокатчики».
Реакция властей была жесткой: некоторые города (включая Сан-Франциско и Санта-Монику) вообще ввели временный запрет на аренду самокатов и стали вырабатывать правила: теперь самокатов может быть ограниченное число, и если они будут валяться в запрещённых местах, то компании начнут штрафовать (по 100 долларов за каждый самокат!). А в некоторых городах власти приняли решение, что парковка самокатов возможна только на специальных станциях.
Заработать на самокате
В США на электросамокатах можно заработать! Компании предлагают любому желающему заняться самостоятельной зарядкой аккумуляторов — вы просто берете самокат к себе домой и «заправляете» его электроэнергией (к утру нужно вернуть самокат на место и получить на счет от 5 до 25 долларов).
В итоге сейчас некоторые американцы весь день ездят по городу и собирают самокаты. А порой они их даже специально прячут куда-нибудь или, например, закидывают на дерево. Ведь если самокат долгое время никто не заряжает, то цена его зарядки растет.
И в России тоже
Появился прокат самокатов и в России. Например, в Москве в этом году работали сразу три компании: «Делисамокат» (подразделение каршерингового сервиса «Делимобиль»), YouDrive Lite от каршеринга YouDrive и компания Samocat. Причем если первые две предоставляли электросамокаты, то у Samocat были и «ножные» за 2 рубля в минуту или 60 рублей в час. Электросамокаты от YouDrive и «Делисамокат» дороже — 5 рублей в минуту (для сравнения, в столице за эти деньги можно арендовать автомобиль). Кроме того, есть несколько компаний, которые сдают электросамокаты в длительную аренду (от одного часа или дня)
P.S. Критиков у нового сегмента рынка более чем достаточно. Однако несколько лет назад многие говорили, что оценка Uber в 3 млрд долларов — это «сумасшествие». Однако сейчас Uber стоит... 76 млрд!