Всё началось летом 2013 года. В Скандинавии было принято жёсткое правило, чтобы уменьшить ущерб, который наносят дорогам шипованные шины. Согласно этому закону, в шинах должно быть не более 50 «зацепов» на погонный метр протектора — то есть 96 шипов для колеса размерности 205/55 R16.
Такие ограничения законодатели объясняли своим желанием сберечь дороги и, соответственно, сэкономить средства налогоплательщиков (в Европе этот аргумент работает для самых абсурдных законов), а также позаботиться об их здоровье — дескать, вдыхая асфальтовую крошку, человек подвергается риску различных заболеваний, включая раковые.
Но контраргументов со стороны противников идеи тоже набралось немало. Кто доказал, что заболевания дыхательных органов провоцирует именно асфальтовая крошка? Сколько дорожной крошки образуется из-за шипов, а сколько — по другим причинам? И почему должно быть именно 50 шипов на погонный метр? Но ответов не последовало.
Разумеется, производители захотели встретить новые нормы во всеоружии. К примеру, Michelin выпустил новое поколение модели X-Ice North, в которых было 96 шипов. При этом... в законе обнаружилась очень хитрая лазейка! Настолько хитрая, что среди шинников даже поползли слухи, будто появление регламента пролоббировала компания Nokian.
Общая идея, которую придумали финны (совпадение?) со знаменитого тестового полигона Test World, — чтобы шина прокатывалась по тарированному образцу материала, масса которого точно измерялась бы дважды, до и после испытаний. Соответственно, чем легче стал образец ― тем сильнее износилась поверхность.
Суть теста такова. Из финского гранита Куру Грэй выпиливается 300-граммовая плитка размером 90x75x20 мм, которая затем высушивается по специальной методике. Из 15 таких плиток собирается небольшая площадка, по которой 400 раз со скоростью 100 км/ч проезжает автомобиль на необкатанных шинах.
Первыми положительное решение по итогам «овер-рана» получили революционные Nokian Hakkapeliitta 8, в которых... 190 шипов. Сто девяносто! Так обильно «гражданские» шины до этого не шиповали никогда. И революционная концепция выстрелила — финские «шиповки» оказались очень сильны. Особенно на льду.
Успехи Nokian заставили действовать других производителей. Ещё несколько марок со временем тоже смогли довести число шипов до 190, а остальные доказали, что 130 «зацепов» — минимум, который не вредит дорогам. А в этом году компания Michelin решила поставить рекорд, презентовав новые X-Ice North 4, в которые устанавливается 250 шипов.
Шипы расположены на 22 дорожках! В пятне контакта находятся 24 стальных «когтя» вместо прежних восьми-девяти. Поэтому Michelin X-Ice North 4 прозвали «гипершиповками».
Что дают «гипершиповки»? К сожалению, компания не предоставляет свои новые продукты для тестов до выхода на рынок. И в этом году многие эксперты просто не смогли найти X-Ice North 4 — испытания проходят зимой, а «четвёрку» презентовали весной... Однако финны из Tekniikan Maailma отложили тесты до марта, чтобы откатать новинку!
Выводы экспертов оказались несдержанными: «В плане сцепления на льду это лучшие шины за всю историю наших испытаний. Лёгкое управление и надёжное сцепление на льду — во всех, даже самых экстренных, ситуациях!», — написали финны. При этом новинку пожурили лишь за «относительно слабые результаты на мокром асфальте».
Похоже, что «гипершиповки» — это действительно круто. И вообще тренд набирает обороты: в тесте Tekniikan Maailma первые 6 мест заняли модели, у которых от 170 до 190 шипов. Так что наверняка кому-то захочется нашпиговать свои покрышки обильнее, чем Michelin! Но повторить такое будет непросто...
Место | Шипов | Оценка | |
---|---|---|---|
1 | Michelin X-Ice North 4 | 250 | 8,7 |
2 | Continental IceContact 2 | 190 | 8,5 |
3-4 | Hankook Winter i*Pike RS2 | 190 | 8,4 |
3-4 | Nokian Hakkapeliitta 9 | 190 | 8,4 |
5 | Bridgestone Noranza 001 | 190 | 8,1 |
6 | Vredestein Wintrac Ice | 170 | 7,9 |
7 | Pirelli Ice Zero | 130 | 7,8 |
8-9 | Gislaved Nord*Frost 200 | 130 | 7,7 |
8-9 | Yokohama iceGUARD iG65 | 172 | 7,7 |
10 | Goodyear UltraGrip Ice Arctic | 130 | 7,6 |