Инвалидка — слово устаревшее. Кажется, уже не подходит этот термин из прошлого к современному автомобилю, способному разогнаться на безлимитном автобане до 170 км/ч. С другой стороны, как еще назвать Suzuki Splash с желтыми инвалидными значками на стеклах?
Дорога
От Москвы до Амстердама 3 000 км с небольшим хвостиком. И что самое удивительное — дорога прямая как стрела, никуда сворачивать не надо. Встал на М-1 и пошел. На европейских картах она обозначена как Е-30, по большому счету, и навигатором можно не пользоваться, смотри на указатели и все. Непонятки могут возникнуть только при въезде на пограничный переход в Бресте, а также после него по дороге на Варшаву — там не автострада, а обычное двухполосное шоссе, проложенное мимо населенных пунктов. Ну и в самой Варшаве, разумеется, без навигатора трудно разобраться.
![](https://resizer.mail.ru/p/ee2e9b1f-756a-5284-b27f-78652e446b9a/AQABpAr6qh-kGPHZdY5NjWrJAsubg8A3fmY0B4rh9FfY8XdRcbqGBVlPkyT3yxqL8P-TdMGsW1Zv-evOVbUhDPRXZfM.jpg)
Автомобиль
Splash — идеальный городской автомобиль, экономичный и шустрый. В России он как-то не очень прижился, а в Европе — совсем не редкость, только известен он там под именем Opel Agila (существует и индийский вариант этого автомобиля — Maruti Ritz). Технические характеристики у всех почти одинаковые. У нас — автомат, бензин, 1,2 литра, 94 л.с. Хозяйка, понятное дело, женщина в возрасте, инвалид 2-й группы, которая эксплуатировала машинку более чем бережно. Плановые ТО, диагностики после сезона. Зимой не ездила, летом только с дачи-на-дачу, как по рельсам. Шаг влево, шаг вправо — ужас-ужас и паника. Автомобиль 2013 года, выезжали из Москвы, на одометре было 40 000 км.
![](https://resizer.mail.ru/p/b480e023-9476-5ab5-82f6-1a9402e00e85/AQABTf4Af3sOXkoFb8qy1V80hFjNdUALn9ZQML02yhTLj6zkh8FSjPfzCFLDYPcwENv50_0XH5uBK_4uBUn6JgdcfIM.jpg)
Инвалидный автомобиль в России
Для инвалида на автомобиле в России главная льгота — возможность проезда по участкам с запрещающими знаками и бесплатное парковочное место. Самовольное прикрепление желтого значка на стекла карается штрафом в 5000 рублей! Потому что в базе ГИБДД существует специальный государственный «инвалидный» реестр, по которому нарушитель закона быстро пробивается. Право на знак инвалида на авто в России имеют 3 категории граждан: инвалиды 1 и 2 группы, люди, осуществляющие их перевозку, и родители детей-инвалидов любой группы. Для внесения автомобиля в «инвалидную» базу владелец или его представитель обращается в районный МФЦ со справкой об инвалидности и документами на машину. Там его бесплатно регистрируют, вносят автомобиль в реестр, выдают соответствующую справочку — и все. Все законно, лепите значок, пользуйтесь льготами. Как мы узнали позже, в Европе организация этого вопроса практически идентичная. Только значок другой — синенький, и приклеивается он не на стекло, а на заднюю панель автомобиля.
![](https://resizer.mail.ru/p/f939e6b0-c65a-5791-b3fd-a4cfde995ea8/AQAB3jRjt5KBS0ORx44xqYVf5mSdOkErVuY4TVwLGWwW-l4uMr8aewCNrUI3HaCakS-ICF5mdjuC-oUQ4iJ2yVA6X08.jpg)
Отношение и провокации
На протяжении всего пути, а также по приезду в Нидерланды мы нещадно эксплуатировали бесплатные парковочные места. На заправках, на стоянках, в населенных пунктах — все обошлось без лишних вопросов, без квитанций и штрафов. Однажды, уже в пригороде Амстердама, проезжавший мимо автомобиль-паркон остановился возле нашей машины, чуть постоял и поехал дальше. Опять же — без каких-либо последствий. За въезд на подземные платные парковки, конечно, приходилось платить, как и всем. Но уже внутри мы свободно занимали места для инвалидов, и у местных служб к нам не возникало никаких вопросов. В Европе в таких ситуациях «инвалидкам» необходимо помнить одно правило — ни в коем случае не занимать так называемое «именное», приватное или специализированное парковочное место. Отличить его можно по надписи на самом знаке или по белой табличке под знаком. Имейте в виду: это парковка только для определенного инвалида с удостоверением, приватная или для инвалидов не ходячих. Парковаться здесь нельзя вообще никому, кроме названных личностей. Упаси вас Бог нарушить это правило! Крупные неприятности с владельцем или местными властями обеспечены.
![](https://resizer.mail.ru/p/4abebbd9-c1a5-560b-8063-b28178f22533/AQABqAzVX9BauspkY3dS5XXcNgsNiTxlbuQSz0MmdREnSwG7dL4l4FhGPZwlhxowjDRajkoLDPhuac6DIQY9WWJB-zc.jpg)
Парадокс
Спустя две недели пребывания на чужбине неожиданно обнаружился удивительный парадокс — мы с нашей российской инвалидной наклейкой здесь никому не нужны! То есть абсолютно. А причина в простой бюрократии — наш автомобиль не внесен в голландский (немецкий, польский, белорусский и т.д.) инвалидный реестр. А значок, пусть даже на непривычном для европейцев желтом фоне, понятен каждому. Несколько раз мы намеренно превышали время стоянки — нулевой результат. Голландский (в отличие от немецкого) дядька-паркон даже не вышел из машины — нас нет в реестре, значит выписывать штраф некому! Немец в Германии не поленился, вышел, обошел вокруг автомобиля, долго разглядывал российские номера, раздумывал, наверное, выписать квитанцию или нет, затем вернулся к своей машине, сел в нее и уехал. Общей базы нет. Кому выписывать штраф? И зачем, если его можно не оплачивать? Забегая вперед, с уверенностью можно сказать, что базы нет и общероссийской. Инвалид, скажем, из Перми не может спокойно парковаться на положенных ему местах в Краснодаре. Точнее, может, но рискует встретиться с инспектором, который попросит у него подтверждающий инвалидность документ.
![](https://resizer.mail.ru/p/efcc6aa7-290f-53f2-9bd4-6d264a19b640/AQABs8zr4OB7Mwl1KIDcevzbR65EDAcMgnARQYnY1Z6Jy6heGaU-4V3yGXEPJw2ls39IREdF6lqo1JtZmBq2tE9kYZU.jpg)
Николай Ушанов