5 главных мегастроек в России

Новая трасса в Сочи может стать самой дорогой в современной истории России
Дмитрий Гайдукевич

Джубга-Сочи

По данным газеты «Ведомости», Росавтодор разработал концепцию создания новой дороги Джубга-Сочи, которая позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в регионе. Ведь нынешняя 170-километровая дорога между двумя южными городами перегружена, на ней постоянные пробки, а путь между Джубгой и Сочи занимает 4 часа (и это при отсутствии заторов). Новая дорога будет представлять собой современный автобан с четырьмя полосами движения.

Однако многих смущает цена проекта — по данным «Ведомостей», речь идет о 1,2 трлн рублей при общей длине магистрали в 120 км. И если это правда, то это будет самой дорогой трассой в России! По словам чиновников, это связано со сложностью реализации: нужно будет построить более 40 мостов и 27 тоннелей. Если проект получит одобрение, то создание самого дорогого автобана в России начнется в 2019 году, а окончание строительства намечено на 2023 год.

Мост на Сахалин

На втором месте по стоимости еще один перспективный проект — мост на Сахалин. Президент России Владимир Путин недавно дал поручение правительству проработать этот вопрос, а министр экономики страны Максим Орешкин даже сказал, что отвечать за новый мост будет РЖД. Ориентировочная стоимость создания мегамоста — 540 млрд рублей, а построить его могут в 2023 году.

Напомним, что переправу на Сахалин хотели сделать еще при Сталине — тогда хотели прорыть тоннель. Стройка была настолько секретной, что до сих пор информации о ней практически нет. Сахалинский тоннель должен был стать частью железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Победино, а его протяженность (от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке) составила бы около 13 км. Разумеется, возводить тоннель должны были заключенные — в 1950 году они начали прибывать в район стройки. В 1953 году Сталин умер, и работы были остановлены. Стройку даже не замораживали, а попросту бросили. Кое-где можно прочитать, что тоннель был практически построен, но это не так. На самом деле было заложено лишь два шахтных ствола на мысах Лазарева и Погиби.

Москва-Петербург

В 20-х годах должны окончательно построить и еще одну «стройку века» — новый автобан между Москвой и Санкт-Петербургом. А ведь первые планы по созданию такой магистрали датируются еще 1971 годом! Но лишь в конце 2004 года начались работы по проектированию дороги, а участок номер 1 в Подмосковье был построен в 2014.

Совсем недавно было запущено движение по большому участку протяженностью 200 км в Тверской и Новгородской области, а в 2018 году планируют открыть еще несколько кусков. В итоге будет автобан длиной 609 км. И останется только решить вопрос с обходом Твери, однако он сейчас только проектируется.

Но зато уже можно говорить о стоимости проезда по магистрали — по словам руководителя госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха, водитель легкового автомобиля заплатит 2200 рублей без скидок и 1200 рублей с учетом всех возможных бонусов (для их получения нужно приобрести транспондер). К этому надо прибавить траты на топливо: 2,7-3 тыс. руб. (при среднем расходе горючего 10 л на 100 км).

Стоимость же строительства трассы на данный момент оценивается в 450 млрд рублей.

ЦКАД вокруг Москвы

Очень дорогой будет и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) вокруг Москвы. Она должна разгрузить столицу от транзитного транспорта (в первую очередь от грузовиков). При этом ЦКАД будет построена не с нуля, а на основе уже существующего бетонного кольца. Но, конечно, старая дорога будет расширена и превращена в полноценную скоростную магистраль мирового уровня. Общая протяженность ЦКАД составит 529 км, а строить ее планируется в пять этапов. Первая часть должна быть открыта уже в 2018 году! Ее длина составляет 49 километров, из них 22,4 километра пройдут по территории «новой Москвы» (Троицкий и Новомосковский округа). Ориентировочная стоимость проекта — 313 млрд рублей.

Мост в Крым

Переправу в Крым строили 27 месяцев, к ее созданию было приковано внимание всей страны. И 15 мая 2018 году мост был открыт! Напомним, что мост в Крым — самый длинный в России и один из крупнейших в Европе. Его протяженность — 19 км. Он начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Мост включает две параллельно расположенные трассы для автомобилей и поездов. Стоимость строительства моста составила почти 228 млрд рублей.

Хотите посмотреть, как строили этот мост? Смотрите видео: 27 месяцев уложили всего в три минуты.