В России будет железнодорожный лоукостер (со старыми вагонами)

Бюджетной компании передадут вагоны без кондиционеров и биотуалетов, а в остальных поездах хотят ввести три класса обслуживания
Авторы и эксперты
Денис Смольянов
Надежда Гурина

«Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД по перевозкам пассажиров в дальнем следовании) планирует создать отдельный бренд, который будет работать в сегменте железнодорожных перевозок «эконом-бюджет», пишет РИА Новости со ссылкой на отчет ФПК о стратегических задачах до 2025 и 2030 годов. Предполагается, что лоукостер получит старые вагоны без кондиционеров и биотуалетов до их полного выбытия из парка компании.

По словам представителя компании, речь идет о новом бюджетном продукте с уникальным ценовым предложением.

Кроме того, в ФПК планируют переход на новое унифицированное продуктовое предложение, предусматривающее три типа поездов: дневной экспресс, ночной поезд, традиционный поезд, а также на три класса обслуживания: эконом, комфорт, бизнес.

В таком случае, обслуживание пассажиров в поездах разделяется на три типа и три класса.

  • «Дневной экспресс» предполагает быстрый способ поездки в течение рабочего дня со временем в пути до 6 часов и расстояниями до 600 километров. Бизнес-класс в этом сегменте подразумевает премиальное удобство и полный сервис гостиничного. Комфорт — достаточный набор сервисов для удобной поездки днем без высоких затрат, эконом — бюджетный и удобный способ перемещения с возможностью доступа к дополнительным сервисам, эконом-бюджет — сверхбюджетный способ перемещения без сервисов.
  • «Ночной поезд» будет предлагаться пассажирам для комфортной поездки с возможностью полноценного сна. Время в пути до 12 часов, целевые расстояния до 1,2 тысячи —1,5 тысячи километров. Бизнес-класс — это СВ и люкс, комфорт — купе, эконом — открытые вагоны с высокой плотностью компоновки, эконом-бюджет — плацкарт.
  • «Традиционный поезд» предусматривает бюджетный способ переезда и туризм. Время в пути более 12 часов на дальние расстояния. Бизнес-класс — премиальное удобство и полный сервис, комфорт — достаточный набор сервисов для полноценного сна без высоких затрат, эконом — бюджетный и удобный способ перемещения с возможностью доступа к дополнительным сервисам, эконом-бюджет — сверхбюджетный способ перемещения без сервисов с возможностью сна.

Отмечается, что парк пассажирских вагонов ФПК по состоянию на лето 2017 года насчитывал 19,316 тысячи вагонов. Более 10,3 тысячи вагонов из них имеют возраст свыше 20 лет, а средний возраст вагонов парка 18,9 года.

Читайте также
Очень необычные железные дороги: 5 примеров
Мы привыкли считать, что самая длинная железная дорога — это наш Транссиб, который соединяет Москву и Владивосток. Однако...

Опыт создания железнодорожного лоукостера есть, например, уже в Европе. Но, как отметил в беседе с «Авто Mail.Ru» эксперт Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге, в России возникновение полноценного лоукостера пока маловероятно.

По его словам, появление такого игрока на рынке пассажирских железнодорожных перевозок требует, в первую очередь, равных условий для всех перевозчиков и отсутствия монополиста. «Пару лет назад в Германии запустили лоукостера на маршруте “Берлин — Гамбург”. Там поставили старые вагоны, в которых нет кондиционера, например. Но такие поезда, скажем, в Германии, стали появляться тогда, когда Deutsche Bahn перестало быть монополистом на рынке из-за принятия нового закона ЕС», — обращает внимание эксперт.

Кроме того, обращает внимание Мюнге, в России зачастую назначают дополнительные поезда из дешевых и старых вагонов, но это происходит из-за того, что есть огромное количество пассажиров, которые недовольны тем, что им не достался билет.

И они готовы уехать на чем угодно, лишь бы уехать. Так происходит на популярных маршрутах «Москва – Петербург» или, скажем, с поездами на юг. Люди едут на этих поездах не потому, что они хотят сэкономить и сознательно выбирают низкий уровень сервиса, а потому, что они просто не смогли достать билетов. Люди же пользуются лоукостерами не потому, что не смогли купить билеты, а потому, что хотят сэкономить
Роман Мюнге
эксперт Европейского железнодорожного агентства

Также Мюнге обращает внимание, что при создании лоукост-компании попытка делать дисконт на предоставлении существенно низкого уровня сервиса — очень нехорошая для компании. «Они сразу станут медийными персонажами — из-за большого количества инцидентов в вагонах — грязь, поломки, недовольство», — рассуждает эксперт.

Во-вторых, говорит он, использование старых вагонов значительно повышает издержки их обслуживания.

«Например, все современные вагоны напрямую подключаются к 3-киловольтной электрической цепи, и с помощью этого отапливаются и работают. А если нет и это старые вагоны? То, получается, надо отапливать вагоны углем, как раньше. А это значительно повышает издержки их обслуживания», - говорит Мюнге.

В-третьих, отмечает он, качество даже современных российских вагонов — оно очень низкое. Даже если брать современный российский вагон — то хорошо, если там будет работать биотуалет и кондиционер.

По его словам, нормативный срок службы обычного российского вагона — 30 лет.