Антиавтомобиль. На чем еще можно ездить по городу?

Мы все очень любим автомобили и не призываем от них отказываться. Однако наличие достойной альтернативы — это всегда плюс
Тимофей Исаев

Греческое слово «анти» имеет множество значений. В русском языке такая приставка обычно употребляется как синоним слова «против». Однако на самом деле у слова «анти» есть и другой смысл — «вместо». Именно в таком смысле мы и хотим употребить эту приставку, говоря об «антиавтомобилях». Сразу же оговоримся, в список вошли только те устройства, которые действительно могут получить неожиданный импульс развития в ближайшее время. Мы не пишем об обычных велосипедах, лонгбордах и роликовых коньках просто ввиду очевидности их использования. Какие же изобретения могут претендовать на статус «антиавтомобиля»?

Электрические скутеры

Думаем, многие из вас и так в курсе, что скутеры могут оснащаться электрическим мотором и обходиться без привычного бензина. А вот о чем многие не догадываются, так это о том, что такие ТС — прекрасная альтернатива автомобилю. Посудите сами: стоимость самых доступных электрических скутеров начинается в районе 40 000 рублей. При мощности электроскутера не более 250 Ватт, на него не требуются водительские права — по ПДД он приравнивается к велосипеду. Если же мощность выше этой отметки, то хватит и прав категории «М» или любой вышестоящей («А», «В», «С» и т.д.). У большинства современных электроскутеров запас хода в среднем составляет 70-80 километров, а максимальная скорость составляет в районе 35-40 км/ч. То есть для поездок по городу вполне хватит. А время заряда из-за малой емкости аккумулятора редко когда превышает 6 часов.

Отдельно хочется обсудить такой момент, как эксплуатация электроскутеров зимой. Говорить о том, что такие транспортные средства идеально подходят для поездок в холодное время года, мы не будем. И дело тут не в литий-ионных аккумуляторах, которые на самом деле больше боятся жары, чем холода. Просто передвигаться в мороз даже на велосипеде не слишком-то и комфортно, что уж говорить о электроскутерах. С другой стороны, нет ничего невозможного — мало того, существуют даже специальные «зимние» скутеры с широкими шинами.

Гироскутеры

Это транспортное средство уже более-менее знакомо россиянам. Правда, как правило, гироскутеры продаются в детских и спортивных магазинах, ведь они больше походят на веселую забаву — их скорость не превышает 10 км/ч и кататься на них можно разве что по двору. Однако существуют и куда более мощные модели с большими колесами, которые можно рассматривать в качестве альтернативного транспортного средства для города. Как правило, такие гироскутеры стоят в районе 20 000-30 000 рублей, обладают мощностью около 800 Вт, развивают скорость до 20 км/ч и способны преодолеть на одном заряде до 35 км. Существуют и более мощные модели, на которых можно проехать до 60 км, но стоят они, естественно, дороже.

Плюсы гироскутеров очевидны: не нужно никаких водительских прав, можно ездить по тротуару (в отличие от велосипедов статус гироскутеров не урегулирован ПДД!), а время полной зарядки редко когда превышает 4 часа. Однако и минусы у таких устройств есть. Главный — неспособность преодолеть высокие бордюры. Увы, заносить и спускать гироскутер придется вручную.

Моноколесо

По своему принципу и характеристикам моноколесо очень похоже на гироскутер. Самые доступные моноколеса предлагаются по цене около 20 000 рублей, но, конечно же, чем круче модель, тем выше и стоимость. Такое ТС, как правило, обладает запасом хода в 20-50 км и способно развивать максимальную скорость около 20-40 км/ч. Плюсы и минусы моноколес схожи с гироскутерами, с той лишь разницей что моноколеса гораздо удобнее носить: они складываются, поэтому их без проблем можно брать с собой в общественный транспорт.

Альтернативные велосипеды

Мы обещали, что не будем писать в этой заметке про обычные велосипеды. А вот про необычные — напишем! Во-первых, внимания заслуживают электрические велосипеды. От обычных они отличаются наличием электромотора, который помогает человеку во время движения. Электровелосипеды точно так же как и обычные сильно разнятся по своим характеристикам, однако в среднем такие транспортные средства обладают запасом хода в 40-50 км, а время зарядки аккумуляторов у них 4-6 часов. Главный плюс электровелосипедов в том, что их владелец тратит существенно меньше усилий на передвижение, но, в отличие от электрических скутеров, эти байки не превращаются в недвижимость, если случайно кончится заряд. Приобрести самый простой электровелик можно за 25 000 рублей, более продвинутая модель обойдется уже в 40 000-50 000 рублей.

Еще один необычный велосипед — грузовой. Как правило, он представляет собой трехколесный байк с установленными корзинами спереди и сзади. Плюс такого велосипеда в том, что владелец может уже не просто передвигаться из пункта «А» в пункт «В», но и перевезти те или иные предметы — например, сумки из магазина. Средняя стоимость грузового велосипеда — около 30 000 рублей.

Минусы у грузовых велосипедов и прицепов к стандартным велосипедам тоже есть.

В Германии и Франции зачастую закупаются в супермаркетах на долгий срок, так как у нас каждый день в магазины никто не ходит. Они находятся в отдалении, на это [у людей] выделено определенное время в неделю. Тогда имеет смысл туда добраться [на велосипеде с прицепом] и загрузить тележку. Второй момент — хранение. Мало кто у нас оставит велосипед на улице, а в европейских странах распространена велопарковка, плюс есть разные помещения, где можно его оставить.
Ирина Матвеева
участница проекта по развитию велокультуры Let’s bike it!

Электроскейт

Еще одно интересное средство передвижения по городу — электрический скейт. По сути это обычный скейтборд, оснащенный электромотором. Управление последним осуществляется с помощью специального пульта, который владелец держит в руках. Таким образом, на электроскейте можно ехать и без толчков ногой. Пусть это и не ховерборд из фильма «Назад в будущее», но, согласитесь, тоже довольно удобно. На зарядку электроскейта требуется, как правило, не более двух часов, а его цена колеблется в пределах 15 000-30 000 рублей. Хотя «внедорожные» модели с большими колесами (есть и такие!) обойдутся дороже — в 50 000 рублей. Минусы электроскейта очевидны — это небольшой запас хода (до 20 км) и возможность его применения исключительно на нормальном асфальте, в теплую и хорошую погоду. Увы, но даже в дождь ехать на скейте не особо приятно.

Как видите, существует немало транспортных средств, которыми можно заменить автомобиль в городских условиях если не полностью, то хотя бы частично. Правда, нужно сделать одну важную оговорку — действительно эффективными они являются тогда, когда вы передвигаетесь в одиночку.