Таганский суд в понедельник арестовал на два месяца виновника аварии на Ильинке: в субботу таксист Чингиз Анарбек уулу из Кыргызстана выехал на тротуар, 7 человек пострадали, включая иностранных болельщиков.
На допросе — его видеозапись гуляет по интернету — обвиняемый рассказал, что к моменту аварии на Ильинке был за рулем 20 часов, а до этого спал всего 2-3 часа.
«Я не спал два дня. Мне пришлось зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью. Я сам не понял, что случилось, я устал от недосыпа и перепутал педаль газа. Я полностью признаю вину и прошу прощения у пострадавших и их родственников», — сказал водитель в суде.
«Такое может быть, — таксист Куштарбек из Кыргызстана понимает своего коллегу. — У меня тоже бывало, что глаза закроешь, когда едешь... Потому что я максимум 6 часов спал. Потом работал 15, 16 часов. Там копейку зарабатываешь, а мучаешься с утра до вечера, да и вечером тоже не спишь. Бывает, и сутки работаешь».
«А кого я везти буду?»
Как правило, у водителей такси машина не своя, а в посуточной аренде — ежедневно нужно выплачивать около 2 тысяч рублей (32 доллара).
«Потом, надо заправить автомобиль, а цены на бензин в последнее время резко подскочили. Получая заказы, он отчисляет процент агрегаторам — Яндекс.такси, Uber, Gett. Платит налоги в пенсионный фонд, в налоговую службу тоже. В сутки ему приходится уплачивать около 5 тысяч рублей, — подсчитывает Александр Макаров, председатель профсоюза московских таксистов. — Вот и получается, что, чтобы что-то принести домой, ему приходится по 20 часов проводить за рулем».
Водитель Максим рассказывает, что в Москве ездил 15-16 часов каждый день. «Я спал 5 часов днем и 3 часа ночью, а все остальное время работал. И это я еще отсыпался, большинство особо не спит». За сутки Максим зарабатывал 7-8 тысяч, но половина уходила на аренду, бензин и комиссию.
При этом не пользоваться агрегаторами тоже невозможно. «А кого я везти буду? — спрашивает Куштарбек. — Не получается так работать. Да и опасно: разные клиенты бывают, могут ограбить или еще что-нибудь — мы же в Москве находимся. А у агрегаторов есть данные клиента, телефон, адреса».
«Так уж сложилось, что люди заказывают такси в интернете, — говорит Максим. — Я и сам дома, в Липецке, Яндексом и Такси. Максим пользуюсь».
«Чтобы работать без агрегаторов, нужна наработанная база клиентов, — объясняет Макаров. Только за счет базы доверяющих им клиентов и выживают сейчас такие компании: в таксомоторную компанию звонить дороже, чем “Яндекс” взять, но это намного надежнее». Впрочем, Макаров добавляет, что устроиться в такую компанию — на оклад и с нормальными выходными — можно только если соискатель россиянин и с московской пропиской.
Уж лучше работать на складе
Как правило, водителей все-таки не нанимают в штат, рассказывает Макаров: «Сейчас работодатели идут на хитрость — принимают на работу водителей, предоставляют машины, но водитель должен быть индивидуальным предпринимателем. Тут уж берут людей из любых республик».
Куштарбек проработал таксистом полтора года, но когда в Яндекс.такси подняли комиссию с 25 до 30%, ушел. «Сейчас я на складе работаю. Официально устроился, 5 рабочих дней, 60 тысяч оклад. Нормально, мне хватает», — говорит он.
Максим тоже бросил таксовать в Москве и уехал домой, в Липецк. Он собирается устроиться там на постоянную работу.
«Агрегаторы ни за что не отвечают, они просто принимают заказы и продают их водителям, — объясняет Макаров. — Попробуйте вызвать такси, а потом попросите водителя показать пакет документов, которые разрешают ему перевозить людей. Вы сильно удивитесь. Агрегаторы, по сути, закрывают на это глаза, а в итоге виноват во всем будет водитель, а не агрегатор и не компания, которая ему машину в аренду предоставила».
Наталия Зотова.
Русская служба Би-би-си.