На что потратят наши штрафы: плюсы и минусы реформы

С 1 января 2019 года средства от штрафов за нарушения ПДД будут направлять в региональные дорожные фонды. Рассказываем, к чему приведет данная мера
Тимофей Исаев

Соответствующий закон, вносящий изменения в п. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ был подписан президентом России Владимиром Путиным. В пояснительной записке к документу сказано, что его принятие позволит «увеличить объемы региональных дорожных фондов и будет способствовать повышению безопасности дорожного движения за счет увеличения финансирования работ по улучшению качества дорог».

Главные плюсы:

1. На дороги пойдет больше денег

Вообще-то регионы и сейчас могут тратить деньги от штрафов на строительство дорог. Однако на практике нередко получается, что эти средства идут на совсем другие цели: решение проблем ЖКХ, строительство детских площадок и пр. Причем регионов, где средства расходуются подобным образом, в России не меньше 30. Теперь этой практике будет положен конец, а деньги от штрафов будут тратиться исключительно на дороги.

У нас в этом году будет выписано порядка 100 млн штрафов. По данным Счетной палаты средняя сумма штрафов за нарушение ПДД составляет около 1000 рублей. То есть условно, 100 млн штрафов — это 100 млрд рублей. Даже если все из них будут оплачены со скидкой (что на самом деле не так), в региональные дорожные фонды придет порядка 50 млрд рублей. Это — в 2,5 больше, чем средства от системы «Платон»!
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие Ведерки»

2. Регионы выиграют

Второй немаловажный нюанс нового закона заключается в том, что поступать средства будут именно в региональные дорожные фонды. Не секрет, что бюджеты многих регионов РФ оставляют желать лучшего. В некоторых областях денег нет не то что на строительство новых дорог, но даже на поддержание в более-менее приличном состоянии уже существующих трасс.

Для дорожных фондов большинства субъектов федерации любая прибавка — это благо. Ведь у них очень большие трудности свести концы с концами.
Михаил Блинкин
директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики

3. Дороги станут безопаснее

Новые дороги, хорошая разметка, разделительные барьеры на трассах, светофоры и «лежачие полицейские». Все это должно привести к тому, что аварий станет меньше. Теоретически...

Главные минусы

1. Штрафов станет больше

После того, как деньги от штрафов отдадут региональным дорожным фондам, велик риск, что местные власти начнут устанавливать как можно больше камер с целью заработать, а не повысить безопасность. И это мы еще не говорим про комплексы, установленные в рамках государственно-частного партнерства! «Когда возникает заинтересованность города или региона в лучшем администрировании таких штрафов, они начинают устанавливать камеры, чтобы фиксировать больше нарушений», — пояснил Михаил Блинкин.

2. Деньги могут не дойти

Сейчас комплексы фото- и видеофиксации устанавливаются в рамках государственно-частного партнерства. Частные компании получают долю от штрафов. В Екатеринбурге, например, — 261 рубль от каждого штрафа. Если заплатить штраф 500 рублей со скидкой, то бюджет еще доплатит 11 рублей. То есть при таком раскладе дорожный фонд получит «минус» 11 рублей!
​​​​​​​Петр Шкуматов
координатор движения «Синие Ведерки»

3. Штрафы могут повысить

Местные власти могут всячески лоббировать повышение штрафов. Так что не исключено, что скоро минимальный штраф за нарушение ПДД может вырасти с 500 до 1000 рублей. Как тут не вспомнить шутливую присказку, что «люди — это новая нефть России». Очень надеемся, что мы окажемся не правы, и новый закон к таким последствиям не приведет.

Если посмотреть на инициативу в комплексе, станет ясно, что ее преимущества перевешивают недостатки. Вполне логично, что штрафы от нарушений должны поступать на ремонт дорог, а не на другие цели. Причем тратить деньги нужно именно на региональном уровне. Другое дело, что необходимо менять правила фото- и видеофиксации нарушений. Иначе высока вероятность, что до региональных дорожных фондов деньги просто не дойдут.