Узкие карманы
Существует много способов ограничить движение автомобилей. Кто-то не чинит дороги, другие же укладывают искусственные неровности, вставляют между полос столбики или натягивают канаты. Однако есть приспособления и поинтереснее. К примеру, узкие парковочные места, куда не помещаются длинные автомобили. Считается, что они лишают возможности водителей отправляться в центр города. Однако люди находят неожиданные способы настоять на своем.
В США можно встретить машины с шинами на веревках, навешанных на бампера частных автомобилей. Эти огромные покрышки прикрывают кузова от внешнего вмешательства. Мест для парковки не хватает, и гигантские седаны зачастую не помещаются в отведенные карманы. Поэтому соседи расталкивают друг друга бамперами.
Порой, оставив автомобиль в Нью-Йорке на общественном паркинге можно увидеть его зажатым со всех сторон. Тогда покрышки на веревочках можно использовать и как таран для мягкого пробивания сквозь окружающее железо.
Шипы на страже
На другом конце Соединенных штатов в Солнечной Калифорнии тоже весело. Въезды на платный пляж охраняются платформами с шипами. Они торчат из асфальта, как копья греческих пехотинцев. Неподалеку есть шлагбаум с человеком в будке, который собирает деньги за въезд. А вот уехать с пляжа можно только через эти самые шипы. Когда автомобиль наваливается на них сзади, то есть со стороны пляжа, то они подгибаются и прячутся в асфальт. А вот с другой стороны их не опустишь. Главное при проезде с пляжа не сдавать назад. Иначе есть риск повредить колесо.
Бетонный островок со столбом наказания
Другой сомнительный способ ограничения автомобилей реализован в пригородах Амстердама. Посреди ровной дороги там выставляют бетонные островки со знаками, предписывающими объезд по встречке. Если автомобилист слишком разогнался, то он не успевает затормозить и влетает на полном ходу в бетонный поребрик. Причем высота бордюра подобрана ровно таким образом, чтобы проламывать картеры у зазевавшихся «пузотерок». Рядом с некоторыми «островками» видны лужицы масла. Зачем понадобилась подобная кровожадность?
Дело в том, что по дорогам в пригородах часто ездят инвалиды-колясочники на электрических четырехколесных скутерах. Но на велосипедные дорожки их не пускают, чтобы не создавать помех. А вот автомобилистам нужно смириться с этими тихоходами. Ну, а для несогласных хамов, не желающих мириться с существованием колясочников, как раз построены бетонные островки наказания.
Активная яма
В Швеции решили усовершенствовать лежачих полицейских и оснастили их электроприводом. Компания Edeva посчитала, что наказывать столкновением необходимо только нарушителей, а не всех подряд, и разработала систему Actibump. Активный «лежак» оборудован блоком управления, камерой скорости и опускающейся плитой. Автомобили законопослушных граждан в рамках установленного скоростного лимита могут проезжать по поднятой панели совершенно спокойно, как по гладкому асфальту. Однако, если кто-то не вписывается в скоростной режим, камера считывает нарушителя, и блок управления выдает команду гидравлическим механизмам привести плиту в боевое положение. Она падает на 6 см вниз, предоставляя машине пережить отрезвляющий удар об образовавшуюся яму. Шведам понравилась идея и уже несколько систем Edeva Actibump работают на улицах в городах Швеции.
Разметка, как змея
Однако не во всех странах Европы прибегают к подобным приспособлениям. Гораздо чаще реализуются щадящие способы ограничения скоростного режима. Один из главных способов это уменьшение ширины проезжей части за счёт сужения полос. К примеру, в Германии по бокам полосы вдоль бордюрного камня укладываются полосы шириной 0,35-0,75 м из брусчатки, булыжника или колотого камня. Быстро по ним не поездишь, а когда одно колесо все же попадает туда, то раздается неприятный дребезжащий звук. Подобный способ используется и на круговых перекрестках.
Кроме того, в Англии была придумана зигзагообразная разметка, которая змеей вьется перед опасными участками дорог. К примеру, перед перекрестками она нанесена за 150 метров до стоп-линии. Есть зигзаги и перед пешеходными переходами. Светоотражающие линии делаются выпуклыми, поэтому когда колеса попадают на них, то руль бьется в стороны. Водителей это пугает, и они инстинктивно снижают скорость.
На эти способы уже обратил внимание Минтранс и подготовил рекомендательный доклад для региональных властей. Возможно часть из европейского опыта будет использоваться и в России.
К примеру, в столице уже активно используется сужение полос и целых улиц с «избыточной шириной проезжей части». Кроме того, будут вводиться «островки» безопасности с приподнятой над асфальтом зоной. А дальше будет видно.
«Аргументы и Факты»