Продажа алкоголя на АЗС: все «за» и «против»

В России предлагают вернуть на заправки торговлю пивом и вином. Рассказываем, к чему приведет данная мера
Тимофей Исаев

С 2011 года в России действует запрет на продажу на АЗС любых алкогольных напитков. До этого времени на заправках свободно продавался алкоголь крепостью до 16,5%. В ближайшем будущем эта практика может вернуться. Поводом так считать служит письмо главы Независимого топливного союза Павла Баженова премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором он просит отменить действующий запрет и отмечает, что в настоящее время АЗС как место торговли дискриминируют. В Минфине и Минэкономики уже высказались за предложенную инициативу.

Стоит отметить, что это — не первая попытка вернуть алкоголь (а точнее — пиво и вино) на АЗС. В январе 2017 года подобный законопроект уже вносился в Госдуму, но потерпел фиаско. На первый взгляд, продажа пива на заправках — не лучшая идея, ведь алкоголь и автомобиль не должны сочетаться. Но на самом деле у нее есть преимущества, в том числе и для тех, кто вообще не пьет. Поэтому предлагаем изучить как плюсы, так и минусы данной идеи.

Плюсы:

Увеличение доходов

Давно минули те времена, когда АЗС представляли собой лишь бензоколонку и кассу. Сейчас большинство заправок — это своеобразные мини-торговые комплексы, где можно не только пополнить запасы топлива, но и выпить кофе, съесть бутерброд, купить журнал или приобрести масло и дворники. Считается, что продажа сопутствующих товаров способна приносить до 70% прибыли!

Что будет, если на АЗС вновь разрешат продавать пиво и вино? Прибыль вырастет, причем не только у собственников заправок. В первую очередь, плюсы получат производители слабоалкогольной продукции. Доставлять её на заправки будут логистические компании, которые тоже выиграют финансово. А экспедиторы в свою очередь потратятся на топливо. И это не считая всяких дополнительных «игроков». В общем, цепочка получается довольно большой. Что же до простых граждан, то для них главный плюс заключается в появлении новых рабочих мест. Ну а государство обязательно возьмет свое в виде поступлений от налогов и акцизов. Как ни крути, а от свободной торговли выигрывают все.

Источник: depositphotos.com
От этой меры будет зарабатывать в первую очередь государство. У нас сейчас не самое простое время, мы под санкциями. АЗС этот алкоголь не будут производить сами, а будут покупать его, и эти деньги пойдут в том числе и государству. К тому же, [разрешая алкоголь на АЗС] вы создаете массу удобств
Валерий Бессель
профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, исполнительный директор нефтегазовой NewTech Services

Снижение цен на бензин

Этот пункт прямо вытекает из предыдущего. В случае, если уровень доходов АЗС вырастет, их владельцы могут пойти на беспрецедентный шаг — снизить отпускную цену топлива. Сейчас из-за высоких оптовых цен на топливо и операционных расходов доходность АЗС не очень высока. Как следствие многие топливные компании завышают стоимость бензина, чтобы как-то заработать. Если они смогут продавать алкоголь, у них появится новый источник дохода, и цены на топливо можно будет даже снизить, чтобы привлечь клиентов. Конечно, нужно оговориться, что бензин в этом случае подешевеет только на заправках с магазином, а снижение цен будет не очень большим — примерно на 1-2 рубля. Но и этот уровень можно считать вполне весомым аргументом, чтобы вернуть алкогольные напитки на АЗС.

Удобство

Представьте, что вы едете домой с работы и решили купить на вечер пару бутылок пива. При этом вам надо заправить машину. Так в чем же преступление, если вы совместите эти два процесса и сэкономите время? Более того, если вы уже четко решили выпить, вряд ли вас остановят 15 минут, которые придется потратить на прогулку до районного магазина. То есть действующие запреты не особо помогают бороться с пьянством. Зато если разрешить торговать слабоалкогольными напитками на АЗС, последние станут еще чуточку удобнее.

Убирать алкогольные напитки было глупостью. Если я еду, например, домой или на дачу, и мне надо заправиться, зачем мне тащиться в супермаркеты или огромные центры, чтобы взять упаковку пива или пару бутылок шампанского? Скорее всего, [этот запрет] крупные ритейлеры и пролоббировали, чтобы ходили к ним. Это — обычная конкурентная борьба и не очень чистая
Вячеслав Лысаков
первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству.

Минусы:

Риск роста ДТП

«Разреши пиво на АЗС, водители будут выпивать за рулем» — первый штамп, который приходит на ум в данном случае. Но на самом деле все прекрасно понимают, что это — стереотип. Любители ездить подшофе могут купить спиртное и в обычном магазине. Запрет на продажу алкоголя на заправках тут ни при чем. А вот что уже не так очевидно — так это вероятность роста ДТП с пьяными пешеходами и велосипедистами, особенно в сельской местности.

Не верите? А зря! Очень во многих местах нашей необъятной страны добраться до заправки гораздо ближе, чем до ближайшего магазина. И вот там-то АЗС могут с легкостью превратиться для местных в некий аналог кабаков. Строго говоря, в соседней Беларуси именно так и получилось. Даже если представить, что продажа алкоголя у нас будет запрещена после 22:00, то и после таких «посиделок» добираться до дома местные будут уже в темноте. То есть риск аварии с водителем, который просто не заметит нетрезвого пешехода, многократно возрастает. И статистика Беларуси это подтверждает. Например, в 2017 году только в Минске произошло 74 ДТП с пешеходами, которые в 28 случаях были нетрезвыми. Причем Госавтоинспекция Республики Беларусь неоднократно отмечала, что нередко подобные ЧП происходят именно вблизи АЗС, где разрешена торговля спиртным.

Потенциальные конфликты

Сейчас клиенты АЗС — это не только автомобилисты, но и другие люди. Например, кто-то может зайти на заправку, чтобы поесть, а кто-то — за любимым журналом. По сути АЗС уже не отличаются от обычного магазина. Если туда вернут алкоголь, то число конфликтов гипотетически может вырасти, причем не из-за водителей, а из-за различных асоциальных личностей. Конечно, в первую очередь это касается не столицы и крупных городов, а регионов. И вряд ли водители, заехавшие залить полный бак, будут рады выяснению отношений.

Эффект «пропаганды»

Ни для кого не секрет, что в России пьют, причем много. По статистике за 2017 год в среднем в течение года россиянин потребляет около 12 литров алкоголя. Между тем, Всемирная организация здравоохранения признала, что ограничение мест продажи алкоголя — одна из эффективных мер по борьбе с пьянством. Разрешение на продажу алкоголя на АЗС — шаг в обратном направлении. Кстати, в 2017 году администрация президента РФ уже дала отрицательный отзыв на аналогичный законопроект, отметив, что он противоречит проводимой политике «по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией».

А как «у них»?

В Республике Беларусь на заправках в любое время разрешено торговать спиртным, причем не только пивом, но и крепким алкоголем. Любопытно, что точно такие же правила действуют и в Германии, хотя в разных частях страны власти эпизодически пытались ввести ограничения на продажу алкоголя по времени. Свободно продается алкоголь на заправках и в Польше. А вот в Литве и Латвии купить такие напитки можно только в период с 10:00 до 20:00. В Финляндии и Швеции действуют еще более строгие правила — на АЗС разрешено продавать исключительно слабоалкогольные напитки и только в дневное время. Наконец, в Нидерландах продажа алкоголя на АЗС запрещена точно так же, как в России.

Как мы видим, в большинстве стран на АЗС свободно торгуют алкоголем — весь вопрос лишь в соблюдении местного законодательства, например, ограничении продажи по времени. На количестве пьяных водителей за рулем это никак не сказывается. Зато плюсы от такого типа торговли очевидны: для владельцев АЗС — дополнительный доход, для простых автомобилистов — удобство в совершении покупок.