Родстер Mazda MX-5 (Miata) — автомобиль, гениальный по простоте конструкции и соотношению цена/удовольствие/харизма. Поэтому он так распространён во многих странах мира (правда, Россия к ним не относится), и ему посвящено множество сообществ и клубов. И количество людей, чья фантазия в разное время была занята усовершенствованием «Миаты» или превращением её во что-то необычное, — огромно. Вот лучшие результаты трудов фанатов MX-5.
Подмигивание фарами
Первое поколение MX-5 имело чрезвычайно няшный облик. Главная заслуга в этом — у большущих подъёмных фар, которые напоминают удивлённые глаза. А в сочетании с широкой улыбкой воздухозаборника в бампере это смотрится ещё более умилительно. Забейте в поисковик фразу «Саня, купи гараж» — и интернет выдаст вам тонну мемов на тему того, как маленькая Mazda обращается к абстрактному хозяину Сане, глядя на него своими большими глазами.
Ну как с такой конструкцией было не реализовать подмигивание! Для этого требуются небольшие модификации электрики, с которыми справится каждый. Но самые находчивые нашли ещё более красивый способ — для самого простого подмигивания достаточно по-особому ловко нажимать кнопку управления фарами в салоне! Среди прочих модов с «глазами» MX-5 первого поколения — программирование их на полузакрытое положение, как будто Miata сонная. Ми-ми-ми.
Британское ретро и прочий кузовной стайлинг
Продолжим с первым поколением «Миаты». Ностальгия по британским родстерам прошлого века породила кузовной мод, который никого не оставляет равнодушным — многие считают его диким, а другие от него без ума. Японский обвес называется Pit Crew и является стилистической отсылкой к старым AC Cobra, TVR или Triumph. Решившись на такую операцию, владелец соглашается с полной утратой умилительных черт своей «Миаты», но взамен получает сумасшедшую ретро-харизму и уникальность облика. Но и это ещё не всё.
Недовольство тем, что мы имеем — ситуация совершенно нормальная. Mazda сделала MX-5 в формате родстера, и у компании была масса причин выбрать именно этот тип кузова. Но есть немало владельцев, которые готовы променять складной верх на кузов с цельной крышей — ради жёсткости ли или во имя стиля, не важно. Для них существует крыша-хардтоп, которая превращает родстер в стильное купе-фастбэк, а ля старый Mustang (или Datsun 240Z). А самые преданные фанаты гоняются за лимитированным заводским купе на базе второго поколения MX-5, которое выпустили только для внутреннего рынка в количестве не больше 1000 экземпляров.
Miata-багги
Задний привод, лёгкий кузов — чем не заготовка для багги? Нужно только лифтануть подвеску, порезать арки и поставить большие колёса — готово! Практика показывает, что стандартные потроха трансмиссии MX-5 легко выдерживают высокие нагрузки, поэтому всё упирается в то, как добавить сантиметров под днищем и впихнуть в арки исполинские зубастые шины.
Для этого придётся основательно поработать с геометрией подвески — просто так мясистая офроуд-резина в кузов миниатюрного родстера не влезет. Пригодится и болгарка, чтобы беспардонно запилить крылья и вообще всё, что мешает преодолевать буераки. Бамперы проще снять, (заменив их на трубы-башбары вроде дрифтерских), можно добавить шноркель и запаску (или две) и даже лебёдку, а также не забыть про тюнинг дифференциала с помощью блокировки.
Японское неоретро
Ну не дают японцам покоя винтажные британские автомобили! Компания Mitsuoka так вообще специализируется на превращении самых разных моделей в эксклюзив с ретро-стилистикой а-ля старая Англия — мы даже делали викторину на эту тему. Вот и Mazda MX-5 стала заготовкой для переделки в морганообразного монстра. Модель называется Himiko. И вот что с ней нахимичили.
Родстеру третьего поколения NC (есть и вариант на основе чётвертого поколения ND) удлинили колёсную базу более чем на полметра. Это потребовало переделки рулевого управления, трансмиссии, климата, проводки и других элементов оригинальной конструкции. Автомобиль получил роскошные понтонные крылья, оптику и решётку радиатора под старину. Агрегаты и салон остались почти нетронутыми. Интересно, как изменилась способность MX-5 к дрифту, ведь из-за короткой базы оригинальный родстер очень нервный в таких режимах. А что насчёт Himiko?
Aori и другие варианты для трека
В мире есть множество монокубков Mazda MX-5, где переделанные под конкретный регламент родстеры сводят лицом к лицу (визором к визору) множество амбициозных пилотов. Один из таких чемпионатов существовал несколько лет назад под эгидой российского представительства Mazda — специально для этого были построены 12 родстеров с поэтичным именем Aori.
Эти автомобили лишены салона и складной крыши, но оснащены спортивной подвеской и тормозами, гоночным рулём, ковшами и ремнями, а также каркасом безопасности. В своё время Aori с минимальными доработками относительно «стока» проохали немало гонок в рамках соревнований Mazda Sport Cup и в очередной раз подтвердили живучесть заводской конструкции. А сейчас некоторое количество похожим образом доработанных родстеров и зимой, и летом гоняют за Уралом в рамках серии Russian MX-5 Cup.
Могучий V8 в крохотном хот-родстере
Несмотря на то, что моторный отсек даже стандартной «Миаты» скомпонован довольно плотно, энтузиасты умудряются засунуть туда даже огромные моторы V8! Наиболее популярен свап джиэмовских двигателей серии LS. Они относительно компактны, очень выносливы и имеют хороший потенциал по тюнингу. Поэтому удвоить количество цилиндров в миниатюрном спорткаре — легко. Особенно если вы живёте в Америке, где навалом и MX-5 за полторы тысячи долларов, и V8, продаваемых чуть ли не на вес.
Вот этот аппарат является, наверное, вершиной творчества по пересадке V8 в «Миату». Он сочетает в себе дух и стилистические элементы хот-родов, могучую «восьмёрку», дрифтовый «стэнс» со злым развалом на задней оси и элементы JDM-культуры. Помимо этой машины, в мире существует немало MX-5 с пересаженными под капот моторами V8 — часть из них имеют трековую ориентацию, другие направлены на победы в дрэге, а третьи вообще существуют фана ради. Забавен сам факт — в маленький автомобиль не так сложно установить гигантский мотор, и в отдельных случаях эта конструкция даже неплохо едет.
Заводские «дериваты»
Если уж шаловливые руки тюнеров всего мира так любят «Миату», то и большим концернам не грех отщипнуть свой кусок от этого пирога. Так, в «Мазде» решили не ограничиваться вариантами мягкой и жёсткой крыши и создали модификацию RF на базе последнего поколения MX-5. Эта аббревиатура означает Retractable Fastback, то есть фастбэк со складной крышей. По сути, получилась тарга — со сложенным верхом позади пассажиров остаются стойки, но над головой — только небо.
Ещё одно ответвление от оригинальной конструкции MX-5 — родстер Fiat 124 Spider. Он сделан на базе последнего поколения Mazda MX-5 ND, но имеет собственные панели кузова, дизайн которых содержит ностальгическую отсылку к Fiat 124 Sport Spider родом из шестидесятых. Современный 124 Spider почти во всём заимствует конструкцию Mazda MX-5. Но, помимо дизайна, существенным отличием является фиатовский турбомотор 1.4 вместо японских атмосферников 1.5 и 2.0. Он выдаёт 140-170 сил в зависимости от версии и прекрасно «шьётся» (как и любой наддувный агрегат) на гораздо большую отдачу.