И пусть его имя в названии легендарного британского бренда идет лишь после фамилии аристократа Чарльза Роллса, на самом деле именно Ройс был главной движущей силой компании, особенно в инженерно-созидательном плане. Мы решили вспомнить самые лучшие машины элитной марки, в истории которых как в зеркале отразилась вся летопись компании.
Начало начал
Rolls-Royce 10 h.p. (1904)
Первый автомобиль, имевший честь называться Rolls-Royce, талантливый инженер и конструктор Генри Ройс построил в общем-то по воле случая. Вышло так, что приобретенный им автомобиль французской марки Decauville оказался... настоящей рухлядью — заводился с трудом, ехал еще хуже, но при этом громыхал, вибрировал и весьма дурно пах. И тогда Ройс, просто на дух не переносивший халтурной работы, решил попробовать сделать машину своими силами. Тем более что солидный опыт в машиностроении у него как никак имелся — фирма Генри выпускала известные на всю Европу портовые краны и подъемники. Решив не изобретать ничего принципиально нового, за основу англичанин взял нехитрую конструкцию Decauville, но при этом улучшил, дополнил и усовершенствовал все, что можно было улучшить, дополнить и усовершенствовать.
В результате модель 10 h.p. (скромное название просто-напросто указывает на мощность двигателя) внешне практически полностью повторяла французскую развалину, но качеством изготовления и добротностью превосходила ее на порядок. 10-сильный мотор машины работал настолько тихо и ровно, что невозможно было поверить, будто под капотом всего два цилиндра!
Свой автомобиль Генри поначалу строил безо всяких далеко идущих планов, но судьба распорядилась иначе. Увидев и опробовав в деле прототип 10 h.p., лондонский денди и бизнесмен Чарльз Роллс весной 1904-го предложил Ройсу деловое партнерство. А уже зимой того же года в продажу поступили первые автомобили тогда никому не известной, а ныне всемирно знаменитой марки.
Лучше не бывает!
Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost (1906)
Если 10 h.p. является первой моделью легендарного британского бренда, то машиной, раз и навсегда утвердившей непререкаемую репутацию марки не только в Европе, но и во всем мире, стал конечно же «Серебряный призрак». Впрочем, на самом деле имя Silver Ghost официально носил лишь один-единственный экземпляр модельной серии 40/50, выпущенный в 1908 году.
Дело было так. Для продвижения на рынке этой совершенно новой для того времени модели, коммерческий директор Rolls-Royce Клод Джонсон распорядился выкрасить машину с шасси за номером 60551 в серебристый цвет. Причем некоторые детали кузова покрыли настоящим серебром, но истинная ценность машины, конечно же, не в наличии драгметаллов. С помощью «Серебряного призрака» мистер Джонсон с энтузиазмом принялся демонстрировать состоятельной и осведомленной публике незаурядные возможности машины. Скажем, феноменально тихую и ровную по тем временам работу шестицилиндрового мотора, рекламировали таким образом — на облицовку радиатора ставили монету ребром и заводили двигатель. Монетка, представьте себе, не падала. Но это еще что! Гораздо круче выглядит другое достижение Silver Ghost — рекорд безостановочной (если не считать времени на дозаправку, смену резины и ночной сон пилотов) езды. Дабы покрыть расстояние в 15 тысяч миль, то есть порядка 24 000 км, заводскому экипажу Rolls-Royce, в состав которого, к слову, вошел и сам Джонсон, пришлось сгонять из Лондона до Эдинбурга... 27 раз! Сложно поверить, но Silver Ghost, не поморщившись, выдержал испытания, дав повод журналистам авторитетного издания Autocar&Motor назвать Rolls-Royce 40/50 лучшим автомобилем в мире.
Рекорд? Есть рекорд!
Railton Blue Bird (1935)
Сегодня, казалось бы, нет более полярных друг другу понятий, нежели автоспорт и Rolls-Royce, но в первой половине 20-го века все было иначе. Машины элитной марки частенько выходили на старт различных гоночных заездов, кроме того компания приложила руку и к одному из самых громких автомобильных событий 30-х годов — абсолютному рекорду скорости на суше! Конечно-конечно, осведомленный читатель сразу возразит, мол, от Rolls-Royce в рекордном автомобиле Railton Blue Bird лишь двигатель. Но ведь именно благодаря мотору рекорд и состоялся. Впрочем, обо всем по порядку...
Заезды на установление максимальной скорости в 20-30-е годы прошлого века действительно переживали эпоху расцвета. А главными героями сколь романтичной, столь и смертельно опасной гонки за рекордами слыли американец Генри Сигрейв и англичанин Дональд Кэмпбелл. Заочное соперничество двух храбрецов началось в 1927-м, когда Генри на 1000-сильном Sunbeam стал первым человеком на планете, преодолевшим порог в 200 миль в час (порядка 320 км/ч). Кэмпбелл и его «Синяя птица» вернули должок на следующий год. Но в 1929-м Сигрейв вновь поднял планку сухопутного рекорда, на этот раз до 372 км/ч. Причем за это достижение Генри получил рыцарский титул! Тогда-то Кэмпбелл замахнулся на следующую эпическую веху — отметку 300 миль в час...
Его рекордный Blue Bird с двигателем фирмы Napier явно не годился для решения этой сверхзадачи, и Дональд решил отстроить машину заново вокруг новейшего авиационного мотора Rolls-Royce. Последняя и самая известная инкарнация «Синей птицы» получила 12-цилиндровый компрессорный мотор Rolls-Royce R рабочим объемом 36,7 литра, развивавший свыше 2300 л.с. Именно на этом автомобиле 3 сентября 1935 года Дональд Кэмпбелл преодолел барьер, до сих пор казавшийся совершенно непреодолимым. По дну высохшего соляного озера Бонневиль британец промчался со скоростью 484 км/ч, эквивалентной 301 миле в час.
После этого Кэмпбелл почел за благо повесить шлем на гвоздь — в конце концов, к тому времени его главный соперник Сигрейв уже разбился при попытке установления очередного рекорда. А вот двигатель серии R, напротив, только начинал свою карьеру, став отправной точкой для английских инженеров, создавших впоследствии авиационный мотор Rolls- Royce Merlin. Во время Второй мировой этим замечательным агрегатом комплектовались знаменитые истребители союзников «Спитфайр» и «Мустанг».
Роскошное барокко
Rolls-Royce Phantom III (1936)
Ну а пока Дональд Кэмпбелл отчаянно сражался со скоростью, на заводе Rolls-Royce в Дерби заканчивали разработку новой флагманской модели.
Надо сказать, достойно заменить на рынке великолепный «Сильвер Гост» оказалось крайне непростым делом. Конечно, «Призрак» во многом опередил свое время, но шли годы, конкуренты Rolls-Royce по премиум-сегменту предлагали более совершенные, мощные и роскошные модели, а в Дерби все медлили с запуском сменщика.
Ведь новый большой Rolls-Royce появился только в 1925-м, выходит, выпуск «Серебряного призрака» продолжался без малого 20 лет! При этом новичок, получивший имя New Phantom ( впоследствии эту машину задним числом будут называть Phantom I), конструктивно не сильно отличалась от «Сильвер Гост». Ходовая часть осталась практически прежней, разве что объем двигателя вырос до 7,6 л, а его мощность соответственно увеличилась до 90 л.с. Однако и сам автомобиль стал тяжелее, чему не в последнюю очередь способствовали все более вычурные и сложные заказные кузовы от престижных коуч-билдеров. Выходило, по динамике Phantom I даже уступал Silver Ghost... Вот почему уже в 1929-м компания представила Phantom II с модернизированной головкой рядной шестерки, позволившей повысить мощность до 120 л.с. Но по-настоящему знаковым стал Phatom III, ведь показанная в октябре 1935-го модель — это первый в истории Rolls-Royce с 12-цилиндровым мотором! Невероятно сложный в техническом плане и соответственно довольно хлопотный в обслуживании, 7,3-литровый V12 выдавал 165 л.с., а на более поздних версиях и все 180 «лошадей». Увеличенная мощность «третьего фантома» окончательно развязала руки многочисленным «карроцериям», создавшим для величественного Rolls-Royce не один десяток неповторимых кузовов.
Веление времени
Rolls-Royce Silver Shadow (1965)
Накануне Второй мировой Rolls-Royce поменял дислокацию — автомобильные производственные мощности перенесли в Крю, а старый завод в Дерби полностью перепрофилировали под выпуск авиационных моторов. Однако по вполне понятным причинам по-настоящему производство в Крю заработало лишь после войны.
Основу обновленной гаммы Rolls-Royce составляли модели серии Silver Wraith, а также дальнейшее развитие этой конструкции Silver Cloud. Причем «Серебряное облако», представленное в середине 50-х, выглядело просто вызывающе архаично. И если бы дело было только в дизайне. Ведь и в техническом отношении Silver Cloud представлял набор еще довоенных решений. Роскошь отделки, непререкаемый престиж и ни с чем несравнимый комфорт по-прежнему были на месте, но все больше и больше клиентов в буквальном смысле стеснялись появляться на людях в этой неуклюжей громадине. Вот почему уже вскоре после начала производства «Серебряного облака» инженеры Rolls-Royce засели за чертежи совершенно новой модели.
Созданный с нуля Silver Shadow вошел в историю как первый автомобиль марки с несущей конструкцией кузова. Заслуживает внимание и система поддержания постоянного дорожного просвета вне зависимости от нагрузки. Кроме того, радикально поменялся и дизайн. Обретя черты большого классического седана, «тень» уже не заставляла покупателей парковаться вдали от любопытных глаз. Единственное, что новинка позаимствовала у Silver Cloud, — силовой агрегат. В то время мощность 6,2-литрового V8 англичане предпочитали замалчивать, утверждая лишь, что «она достаточная». Сегодня мы знаем, что это действительно было именно так. При истинно паровозном крутящем моменте даже сравнительно скромных 172 «лошадок» хватало для того, чтобы разогнать тяжелый седан до сотни всего за 10,9 с. И это, разумеется, данные для автоматической трансмиссии.
Роскошь с откидным верхом
Rolls-Royce Corniche (1971)
Став несомненным коммерческим успехом, Silver Shadow к тому же послужил основой для целого ряда новых моделей. Так, в сентябре 1967-го свет увидел вариант модели с мягким складным верхом — первый в истории марки кабриолет. Нет, конечно же, модели с откидной крышей, украшенные изящной статуэткой «Дух экстаза», можно было встретить и в ранние периоды истории марки. Но тогда речь шла о заказных кузовах от престижных карроцерий, прелесть же Corniche в том, что этот кабриолет полностью создавали силами Rolls-Royce.
В 1971-м кабриолет на базе Silver Shadow получил имя собственное — Corniche (по-русски читается как «Кониш» с ударением на второй слог). Строгий и пафосный кабриолет обзавелся более мощным, чем у «облака» мотором, да и стоил заметно дороже базового седана. Тем не менее, спрос на машину оставался стабильно высоким — всего выпущено 1737 кабриолетов на базе Silver Shadow, что для машины этого класса и цены стоит признать очень достойным результатом.
Правда, коммерческие успехи автомобильного отделения Rolls-Royce не могли перевесить катастрофического положения дел авиационного филиала. Не справившись с поистине судьбоносным заказом на реактивные двигатели нового поколения, в конце 1970 года Rolls-Royce Limited объявили банкротом...
Новое начало
Rolls-Royce Camargue (1975)
Компанию национализировали и превратили в две независимые друг от друга фирмы. Причем «провинившееся» отделение по выпуску авиационных моторов так и оcталось под контролем государства, а вот автомобильный филиал в мае 1971-го снова продолжил независимую деятельность, но уже под именем Rolls-Royce Motors Ltd. Надо сказать, шумиха с банкротством нисколько не отразилась на репутации автомобилей из Крю — за Silver Shadow и Corniche покупатели по-прежнему выстраивались в очереди. Однако несмотря на то, что спрос заметно превышал предложение, а в наличности вновь организованная компания нуждалась как никогда, государственные органы запрещали фирме повышать цену на автомобили более чем на 10%.
И тогда, дабы сгенерировать дополнительную прибыль, в руководстве Rolls-Royce пошли на хитрость. Итальянскому дизайн-ателье Pininfarina поручили заказ на изготовление спецкузова купе, который устанавливали на шасси обычного Corniche. Так на свет появился Rolls-Royce Camargue (произносится как «Камарг») пожалуй, самая эксклюзивная послевоенная модель компании.
Самое удивительное, Camargue не был ни быстрее, ни роскошнее Corniche. Да и в плане дизайна, по мнению большинства критиков, творение Pininfarina уступало обычной модели, но аура эксклюзивности запросто оправдывала феноменальную цену. Сложно поверить, но Camargue стоил вдвое дороже седана Silver Shadow, который, в свою очередь, язык не повернется назвать дешевым! Тем не менее, мелкосерийный выпуск — в неделю собирали примерно по одному Camargue — продолжался до 1986 года. Общий же тираж эксклюзивного «роллса» составил 531 автомобиль.
Кризис среднего возраста
Rolls-Royce Silver Spirit (1981)
На момент окончания выпуска в 1980-м Silver Shadow являлся самым популярным автомобилем за всю историю компании — всего произведено около 32 тысяч экземпляров. Неудивительно, что его сменщика создавали по образу и подобию «Серебряной Тени»: вот они — те же формы классического седана, которым австрийский инженер-дизайнер Фритц Феллер добавил еще больше солидности. Особенно удалась монументальная передняя часть в стиле эксклюзивного Camargue. Машина стала длиннее и шире, но при этом площадь остекления увеличилась на 30%.
Поначалу новый Silver Spirit продавался очень прилично, несмотря даже на силовой агрегат от предыдущей модели. Но потом вдруг случилось то, чего в Крю никак не ожидали. После рекордного 1988-го, когда суммарные продажи «роллс-ройсов» достигли 3333 единиц (сюда правда входили и цифры Bentley, на тот момент еще принадлежавшей Rolls-Royce), спрос на британский эксклюзив сократился более чем вдвое. Что же случилось? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, не существует. Но очевидно, что в конце 90-х годов репутация Rolls-Royce, образно выражаясь, поменяла полярность. Еще вчера автомобили из Крю казались очаровательно-консервативными, а потом в один прекрасный день превратились в безнадежно устаревшие. В то время как немецкие Mercedes-Benz и BMW, а также ввязавшиеся в битву гигантов Audi и Lexus, наперебой предлагали покупателям все более совершенные и доступные машины класса люкс, заметно превосходившие в техническом плане тогдашние Rolls-Royce, в Крю не знали, что делать...
Пешка в чужой игре
Rolls-Royce Silver Seraph (1998)
...ведь для тотальной перестройки модельного ряда требовались деньги, которыми компания попросту не располагала. Пока суд да дело, новую модель компании решили оснастить покупным мотором — такого в многолетней и славной истории компании еще не было.
С другой стороны, 12-цилиндровый бензиновый мотор BMW на световые годы превосходил собственные разработки фирмы. В остальном же «Серебряный Серафим» представлял собой эволюцию Silver Spirit — на разработку совершенно нового автомобиля у компании так и не нашлось средств. И тогда владелец Rolls-Royce — промышленный конгломерат Vickers Ltd — начал искать покупателя. Поиски оказались недолгими — англичане уже было договорились с BMW, когда буквально в последний момент на сцену вышел Фердинанд Пьех из Volkswagen и перебил финансовые условия баварцев.
Впрочем, в BMW так просто не отступили. В течение следующих нескольких месяцев две немецкие компании грызлись за Rolls-Royce как дворовые псы из-за суповой кости. И в итоге победителем в этом бою без правил оказался BMW. Именно баварцам в конечном итоге достались права на торговую марку Rolls-Royce, в то время как Volkswagen пришлось довольствоваться приобретением Bentley и получением в собственность завода в Крю.
Данила Михайлов