День 1.
Как подключиться
Чтобы стать пользователем каршеринга, водителю необходима, помимо желания, одна вещь — современный смартфон. Скачиваем мобильное приложение, запускаем — вы в системе. И сразу нюанс: универсальной программы краткосрочной аренды автомобилей не существует, каждый оператор предлагает свою. В Москве уже дюжина каршеринговых компаний, ради чистоты эксперимента решаю подключиться ко всем.
Следующий шаг — регистрация в системе. Проходит она у всех плюс-минус одинаково. Надо опять же через телефон ознакомиться с договором, правилами использования машин, подтвердить согласие, нажав соответствующую кнопку, и загрузить фотографии водительского удостоверения с паспортом (страницы с фото и пропиской). А чтобы не было соблазна выдать себя за другого человека, приложение попросит сделать селфи с документами.
Затем ждем одобрения службы безопасности. Москвичам в этом плане повезло: положительный ответ приходит почти сразу либо в течение 1-3 дней. А вот прописанным за пределами столичного региона могут предложить лично приехать в офис компании. У меня же проблема возникла с сервисом Rentmee — времени прошло достаточно, а документы до сих пор «на рассмотрении». Ну и пусть думают дальше, погоды на рынке каршеринга эта компания не делает.
Еще один важный момент — необходимо привязать к системе банковскую карту, с которой будет списываться стоимость поездок. Так что если опасаетесь виртуальных мошенников, имеет смысл завести отдельный счет под каршеринг и хранить на нем определенную сумму.
Первая поездка
Формальности улажены. Понедельник: начало новой жизни без личного автомобиля. Первая задача — доехать из района метро Калужская до офиса на Ленинградском проспекте. Прицениваюсь к такси, самое недорогое — 642 рубля. Запомним. А теперь ищем каршеринг. К счастью, в этом случае уже не надо бегать по приложениям в поисках ближайшей машины — советую скачать агрегатор, который наносит на карту автомобили почти всех операторов и позволяет их сортировать по своему усмотрению.
Повезло! Рядом нашлись аж три свободных «Соляриса» самого крупного оператора — «Делимобиль». Иду в соответствующее приложение, бронирую один из них. Теперь у меня 20 бесплатных минут, чтобы добраться до машины. Вроде бы немного, но по факту достаточно. Согласитесь, мало кто пойдет пешком несколько километров, чтобы воспользоваться каршерингом. А добираться до прокатного автомобиля на общественном транспорте или такси — странно.
Через 10 минут я на месте. Жму кнопку, чтобы начать аренду. Но приложение предлагает сначала осмотреть машину: все правильно, не хотелось бы отвечать за чужие повреждения. А их нашлось немало. Solaris огорчил треснувшим передним бампером, поцарапанным задним, потертым колпаком правого переднего колеса. В салоне не лучше — грязновато, а над левой задней дверью свисает оторванная обшивка потолка! В багажнике нет «запаски» — понятно, убирают специально, не желая провоцировать жуликов. Но, случись прокол колеса, придется звонить в техподдержку. А чтобы мягкий пол не проваливался, под него постелили фанерку. Как позже выяснилось, громыхающую на кочках.
Все это малоприятно, но на скорость не влияет. Отмечаю недостатки в мобильном приложении, и тут от мороза телефон выключается! В «Солярисе» нужного зарядного шнура не нашлось, смартфон отогревался в кармане. К счастью, в тепле девайс ожил, тут же оповестив меня, что ожидание стало платным — 2,5 рубля/минута. А если бы телефон не включился? Представляю, сколько бы накапало...
Виртуально подписываю акт приема-передачи, стартую. Седан Solaris с движком 1.4 (107 сил), четырехступенчатым автоматом и пробегом под 37 000 км оказался не в самой роскошной комплектации, но необходимые вещи вроде обогрева сидений, парктроника, кондиционера есть. Не нашлось только «незамерзайки»: в комбинации приборов горит сигнальная лампа, форсунки не прыскают. И в утопающей от грязи Москве это огромная проблема. Выбор за вами — ехать, по-собачьи высунув голову из окна ради лучшего обзора, или искать магазин с целью купить незамерзающую жидкость. А время в каршеринговой машине — буквально деньги.
Счетчик мобильного приложения увеличивает сумму поминутно. К счастью, «Делимобиль» сотрудничает с крупными компаниями, поэтому тариф для сотрудников Mail.Ru со скидкой — не 8 рублей/минута, а 7. Это, кстати, базовая ставка — если хотите получить страховку жизни или избежать финансовых потерь в случае аварии, придется доплатить.
На финише новый квест — найти место для парковки. В офисе есть подземная стоянка, но по правилам оставлять машину каршеринга разрешено только на общедоступных территориях. Зато на знаки платной парковки можно не обращать внимания — эта «услуга» включена в тариф. Так что ныряю в ближайший переулок и завершаю аренду, а дальше 5 минут пешком.
Получилось 362 рубля — почти в два раза дешевле такси. Хотя и значительно дольше! На общественном транспорте уложился бы в сотню, но все же машина гораздо уютнее: едешь один, в тепле, слушаешь любимую музыку.
И уже проблемы...
Воодушевленный, отправляюсь на вечернюю встречу у метро Водный стадион. Вот и первый провал. Поблизости — единственный Smart оператора YouDrive. А за пределами «зеленой» зоны, границы которой плавают в пределах Третьего кольца и МЦК, он разрешает завершать аренду лишь в строго определенных местах. Правда, допускается перевести автомобиль в тариф «Передача» — пока не найдется новый пользователь, с вашего счета будут списывать 0,5 рубля каждую минуту. Мелочь, но когда еще случится следующее бронирование... Не исключено, выйдет накладно даже с учетом бесплатной ночной парковки с 20:00 до 8:00 следующего дня. Не мой вариант.
Делать нечего, еду на метро. А подземка в час-пик — воплощение ада на земле. Давка на входе, теснота и толкучка в душных вагонах, оттоптанные ноги, намятые бока и надолго испорченное настроение. Ко всему привыкаешь, но после уютного автомобиля — ужас.
Следующий маршрут: с Водного стадиона надо попасть в Алтуфьево. Ура! Недалеко обнаружился Kia Rio пионера российского каршеринга — компании Anytime. Мобильное приложение продвинутое: показывает остаток не только топлива в баке, но даже незамерзайки, карта человеческая в отличие от примитивной схемы «Делимобиля». Плюс — система позволяет заранее прогреть двигатель. Двигаю ползунок, прихожу к машине (надо успеть опять же за 20 минут), а она... холодная. Ладно, сбой, бывает.
Хэтчбек выглядит свежим и опрятным. Из внешних повреждений замечаю лишь мелкую царапину на переднем бампере. Начинаю аренду, система просит прислать минимум два фото автомобиля с разных ракурсов. Счетчик начинает тикать, однако двери не отпираются! Двигаю ползунок в приложении — команда уходит, машина не реагирует. Звоню в техподдержку — никто не берет трубку. Время идет. Звоню еще раз — результат тот же. Пробую завершить «аренду»: Anytime снова просит снять пару картинок (когда спешишь — фотосессия очень некстати) и отпускает с миром. Деньги, разумеется, списали. Звоню в компанию в третий раз. И когда уже телефон чуть не выпадает из окоченевшей руки, на том конце соизволили ответить.
Экономия есть
К чести оператора, проблему решили моментально — средства вернули, электронику перезагрузили и подождали в эфире, пока я не запущу аренду вторично. На этот раз все прошло гладко, причем за первую «поездку» даже бонус начислили: тариф с 8 рублей/минута упал до 7,95. То есть чем чаще пользуешься услугами Anytime, тем они будут дешевле.
Внутри хэтчбек Rio тоже оказался свежее и чище дневного «Соляриса». Также Kia порадовал подогревом руля, канистрой незамерзайки в багажнике и бодрым мотором 1.6 (123 силы) в паре с шестиступенчатым автоматом. Хотя зарядного «айфоновского» провода и запасного колеса не нашлось и здесь.
И почему на машине с пробегом всего 13 000 км так бьет руль на скорости под 100 км/ч? По МКАД ехать неприятно. Варианта два: кому-то лень было возиться с балансировкой зимних колес, либо кто-то из пользователей ударился о бордюр или крупную яму. Но в итоге снова экономия — 286 рублей против расчетных 400 на такси. Вроде бы радуюсь, что сэкономил 114 рублей. Но потерял-то я 30 минут времени!
Финальный отрезок дня: Алтуфьево — Отрадное. Пока ходил по делам, на тот самый Rio никто не позарился, снова бронирую Kia от Anytime. На этот раз без накладок: двигатель запустился и прогрелся дистанционно, электроника сработала. Итог — 87 рублей вместо «таксистских» 200.
И все же выводы делать пока рано, уж слишком противоречивым выдался первый день на каршеринге...
Каршеринг | Такси |
---|---|
362 рубля (Hyundai Solaris от «Делимобиль») | от 642 рублей |
286 рублей (Kia Rio от Anytime) | от 400 рублей |
87 рублей (Kia Rio от Anytime) | от 200 рублей |
Итого | |
735 рублей | 1242 рубля |
День второй
Вторник. Помня вчерашние вечерние проблемы с поиском свободной машины каршеринга, решаю все же попинать сервис Rentmee, затянувший рассмотрение регистрации. Служба поддержки не ответила, но вскоре оператор перезвонил сам и обещал посодействовать в решении вопроса. Похоже, мои документы там банально затерялись, поскольку минут через 30 сервис уже прислал на подпись договор и дал доступ в систему. Теперь шансы найти свободную машину, по идее, увеличатся.
Пока же мне везет. Оставленный на ночь у подъезда Kia Rio от Anytime, ставший уже почти родным, никто не арендовал. Снова отметив полезность дистанционного прогрева двигателя, отправляюсь поутру на Ленинградский проспект в теплой машине. Жаль, щетки не нашлось — снег со стекол и фар пришлось смахивать перчатками. А еще обнаружился нюанс: в каршеринговом хэтчбеке нельзя изнутри закрыть двери центральным замком. Поэтому с вещами надо повнимательнее, иначе, допустим, на светофоре жулик запросто откроет дверь и стащит сумку с сиденья.
Все складывалось вроде бы нормально, только мобильное приложение попросило заправить автомобиль, хотя лампа резерва бензина еще не зажглась. А заскочить на первую попавшуюся АЗС не выйдет. Надо использовать топливную карту (лежит в бардачке), причем строго на определенных заправках — они отмечены на карте. Не факт, что нужная окажется по пути. Мне пришлось сделать крюк, постоять в пробках, потратить время на звонок оператору для запроса пин-кода... А счетчик за аренду тем временем продолжает тикать. И пусть в качестве благодарности начислили 10 бесплатных бонусных минут, не уверен, что это выгодная компенсация.
Впрочем, даже при таком раскладе и остановке на покупку кофе в дорогу каршеринг опять оказался выгоднее такси. В 365 рублей обошлась поездка на Kia Rio, в то время как извозчики просили от 550. И снова отмечу: каршеринг оказался дешевле, но дольше, чем такси.
Вечером чуть задержался в офисе, поэтому «поминутные» машины в ближайшей округе снова разобрали. Агрегатор показывает, что примерно в 25 минутах (!) ходьбы припаркован свободный Smart fortwo от YouDrive. Это тот самый оператор, разрешающий завершать аренду, за редким исключением, только в центре города. Но на метро, помня вчерашний час-пиковый кошмар, ехать ох как не хочется... Решаю идти пешком (оправдываю это странное решение фитнесом), забронировав автомобиль по пути, чтобы уложиться в бесплатные 20 минут ожидания. Наивный! Пока шел, яркую двухдверку увел кто-то более расторопный.
Это провал. Метро уже далеко, такси вызывать обидно. Пришлось топать еще полчаса (!) по морозу до следующей машины: почти у Хорошевского шоссе подбираю другой Smart fortwo. Нормальная такая прогулочка вышла...
Машина снаружи грязновата, зато по состоянию на пять баллов — ни царапины, хотя пробег, как потом оказалось, перевалил за 30 000 км. И вообще YouDrive показался дружелюбным оператором: мобильное приложение грамотное, стабильное и логичное. Автомобиль сотрудники компании заправляют сами, прямо на парковке, снимая с пользователя головную боль. Внутри обнаружилась щетка для очистки кузова от снега (и не нашлось зарядного шнура для телефона). Единственная странность — система перед началом аренды попросила сделать селфи, желая убедиться, что именно я сажусь за руль.
А вот Smart fortwo — спорный вариант для каршеринга. Да, двухместный малыш проворный, удобно паркуемый, стильный, снабжен климат-контролем и работающим центральным замком. Но с вождением беда: трехцилиндровый моторчик вибрирует на холостых оборотах, роботизированная коробка тупит при переключениях, узенькие скользкие нешиповки заставляют нервничать при замедлениях, а задний привод на разгоне стремится развернуть короткобазный хэтчбек задом наперед — постоянно моргающая лампа системы стабилизации и ее одергивания раздражают.
И за это просят 9 рублей в минуту? Хотя все равно выгодно: такси до супермаркета у метро «Отрадное» обошлось бы в 454 рубля, Smart уложился в 317. 45 минут гуляния по морозу — бесплатно! Тут вспоминаю, что за пределами «зеленой» зоны разрешенной парковки YouDrive позволяет бесплатно переходить в режим ожидания с 20:00 до 8 утра. Замечательно! Без спешки закупаю продукты и еду до дома пару кварталов. Извозчики берут 146 рублей, хипстерский fortwo попросил 73 рубля. Неплохо, но аренду во дворе завершить невозможно. Остаемся с машиной в ожидании до завтра. Зато хотя бы есть уверенность, что утром гарантированно буду на колесах.
Каршеринг | Такси |
---|---|
365 рублей (Kia Rio от Anytime) | от 550 рублей |
317 рублей (Smart fortwo от YouDrive) | от 454 рублей |
73 рубля (Smart fortwo от YouDrive) | от 146 рублей |
Итого | |
755 рублей | 1150 рублей |
День третий
Среда. Рано утром надо отвезти ребенка в школу в соседний район. На часах 6 с небольшим утра, поэтому бесплатный период ночной парковки на Smart от YouDrive еще не закончился — машина ждала у подъезда, не попросив ни копейки. Приятно, равно как очередная экономия — такси обошлось бы в 211 рублей, каршеринг стоил 148. К слову, на общественном транспорте этот маршрут получилось бы повторить, как минимум, с двумя пересадками и огромной потерей времени.
Пока провожал наследника в учебное заведение и возвращался назад, минуло 8 часов — льготный период сменился платным ожиданием по 2,5 руб./мин. С виртуального счета успели списать 19 рублей. На обратном пути «пробок» прибавилось, поэтому услуги извозчиков подорожали до 253 рублей. Но дорога на «Смарте» через знакомые объездные лазейки вышла даже дешевле, чем путь «туда» — 130 рублей!
В офис выезжать пока не собираюсь, а держать на парковке машину в платном режиме накладно. Решаю воспользоваться функцией «Передать автомобиль». Снова порадовавшись адекватности мобильного приложения YouDrive, жму кнопку. Раз — и готово: остается ждать, когда новый пользователь забронирует Smart. До тех пор с моего счета будут списывать по 0,5 руб./мин (с 20:00 до 8 утра услуга бесплатная).
Тем временем на улице рассвело, и выяснилось, что вчера я поспешно похвалил Smart за опрятность. В темноте не разглядел, что по пассажирскому сиденью словно кто-то в ботинках топтался — обивка в грязных пятнах. А в кармашке водительской двери валялась смятая упаковка от жвачки. Что тут скажешь: ночью проверяйте машину с фонариком и о крупных недочетах сразу сообщайте оператору, иначе рискуете подставиться под штраф. Также осмотрел шины. Оказывается, это нешиповка Dunlop Winter Response 2 ведет себя так безобразно, норовя заблокировать колеса даже при торможении средней интенсивности.
Прошел час, а «мой» Smart так никого и не заинтересовал. За это время узнаю, что рынок столичного каршеринга пополнился новым игроком — компанией TimCar. Похоже, конкуренция делает свое дело: скачиваю приложение, регистрируюсь, отправляю фото документов... И меня с учетом всех проверок подключают к системе чуть ли не моментально. Так и должно быть!
Smart же ушел следующему арендатору спустя 1,5 часа ожидания, что стоило 45 рублей. А вскоре пришлось задуматься о том, на чем ехать в офис на Ленинградский проспект. Поблизости нашлась только одна машина — 1,6-литровый Kia Rio от уже знакомого оператора Anytime. Бронирую, дистанционно запускаю двигатель для прогрева, что удалось, кстати, только со второго раза — мобильное приложение снова подглючивает. Зато на месте меня ждал сюприз. Мало того, что автомобиль теплый, так еще и чистый. Похоже, ночью в нем убрались: кузов протерли от московской химии, заправили бачок незамерзайкой, в салоне навели марафет — даже резиновые коврики сухие и без единого следа. Пробег хэтчбека 18 000 км, а выглядит новым. На таком автомобиле и ехать приятнее.
На финише очередной подсчет затрат: 324 рубля (с учетом бонусов и скидок за предыдущие поездки) против 535 по тарифу такси. Впечатление снова подпортило мобильное приложение Anytime — замки удалось закрыть с третьей попытки, хотя интернет-сигнал был стабильным.
Вечерний ужастик со счастливой развязкой
К концу рабочего дня вокруг офиса скопилось на удивление много «поминутных» автомобилей — несколько юдрайвовских «Смартов» и Solaris второго поколения от Car5. Протестирую, думаю, новый сервис. Да и обойдется Hyundai дешевле — в 8 руб./мин. Ох, зря уступил кошельковой жабе ... Мобильное приложение явно сырое — то и дело вылетало, заставляя логиниться заново. Уровень топлива в баке показывало то 45 литров, то 0...
А на парковке меня ждал свежий, но настолько чумазый Hyundai, что по левому борту логотипы московского каршеринга едва просматривались. Внутри не лучше: мусора нет, но грязи хватает. Омывайки, разумеется, не оказалось вообще — ни в запасе, ни в бачке. Щетки, зарядного шнура тоже не нашел. Зажглась индикация низкого давления воздуха в шинах (хотя с виду колеса накачаны), а стрелка уровня топлива упала на ноль. Тут бы отказаться от аренды, но что поделать — у нас же эксперимент.
Смотрю правила оператора — заправка по топливной карте, но в бардачке ее нет. Звоню в поддержку: молчание. Один раз, второй, третий... Решаю залить немного бензина самостоятельно на ближайшей АЗС и потом затребовать компенсацию. Правильно сделал, через некоторое время все же перезвонили из Car5, посоветовав такой же выход из ситуации. Смех в том, что сайт компании тоже работает криво — система не дает войти в личный кабинет и заполнить форму на возмещение расходов. Сказали прислать чек по почте. Отправил, жду.
С заправкой тоже не все гладко вышло. На первой АЗС не оказалось обязательного по нормам Car5 92-го бензина, вторая закрылась на пересменок. А дальше ехать уже не было возможности, Solaris шел буквально на парах. Пришлось ждать. В итоге чуть не опоздал на встречу на Дмитровском шоссе, заплатив некислую сумму — 516 рублей. Такси насчитало лишь немногим больше — 584... И кому после этого захочется тратить нервы?
Освободившись, вижу замызганный Solaris на том же месте, где его оставил. Но второй раз испытывать судьбу не стал. И выбрал второй автомобиль поблизости — от оператора BelkaCar. Причем это оказался не обычный каршеринг, а «премиальный»: стильный Mercedes-Benz CLA200 сервиса BelkaBlack с пробегом 3 700 км. Сразу скажу — это была во всех смыслах шикарная поездка. Придраться могу только к отсутствию щетки, все остальное — на пять баллов. Кузов натерт до блеска, в салоне порядок и чистота, в багажнике — запасная канистра незамерзайки, телефон подзаряжается от шнурка, топливный бак полный. Прибавьте к этому простейшее в использовании и стабильное мобильное приложение, получите каршеринг в стиле антистресс.
До дома домчал на одном дыхании, заплатив 175 рублей, исходя из тарифа 15 руб./мин (с учетом корпоративной скидки Mail.Ru). Да, это вдвое дороже «народных» сервисов, но такси стоило бы еще дороже — 188! Иными словами, понравилось. Буду надеяться, за ночь «Мерседес» не найдет нового арендатора.
Каршеринг | Такси |
---|---|
148 рублей (Smart fortwo от YouDrive) | от 211 рублей |
19 рублей (ожидание Smart fortwo от YouDrive) | 0 |
130 рублей (Smart fortwo от YouDrive) | от 253 рублей |
45 рублей (передача Smart fortwo от YouDrive) | 0 |
324 рубля (Kia Rio от Anytime) | от 535 рублей |
516 рублей (Hyundai Solaris от Car5) | от 584 рублей |
175 рублей (Mercedes-Benz CLA200 от BelkaBlack) | от 188 рублей |
Итого | |
1357 рублей | 1771 рублей |
День четвертый
Четверг. Наутро вижу под окнами вчерашний «Мерседес», хотя остальные каршеринговые машины, судя по карте агрегатора, уже разъехались. Видимо, пользователей все же отпугивает высокий тариф на «премиальную» аренду. Хотя вчера BelkaBlack обошлась мне дешевле такси эконом-класса. А если отправиться подальше — на работу?
Вчера машина была чистой, и отсутствие щетки не так напрягало. Ночью подморозило, ветровое стекло покрылось непрозрачной коркой льда — ехать так нельзя, а чистить нечем. Пришлось превратить в скребок пластиковую карточку — пропуск в офис. Допустим, мелкие зимние аксессуары вроде той же щетки легко украсть. Тогда для полного счастья прокатному Mercedes-Benz CLA 200 не хватает, например, дистанционного запуска двигателя. Ну и обогрева руля до кучи. Тем более, эти вещи есть даже у простенького Kia Rio от Anytime.
А так на мелкую возню уходит драгоценное время. Вроде в пробках особо не толкался, но в конце пути счетчик BelkaBlack выкатил шокирующие (на фоне предыдущих результатов) цифры — 623 рубля. Впервые за время эксперимента такси оказалось дешевле — 474 рубля. Хотя очевидно, повезут вас не на роскошном «Мерседесе», а на чем-то рабоче-крестьянском вроде того же «Соляриса». Извозчики бизнес-класса попросят уже другие деньги. Так что премиальный каршеринг имеет право на жизнь. Хотя бы потому, что пользоваться им проще и приятнее — сел да поехал. Во всяком случае, если говорить о BelkaBlack.
Вечером встреча с друзьями в центре города — на Павелецкой. Расстояние скромное, но дороги сильно загружены, поэтому такси просит за доставку аж 512 рублей. Из каршеринга рядом с офисом обнаруживается узбекский Ravon R2 оператора Carenda. И, кажется, ситуация развивается по вчерашнему негативному сценарию с Car5... Эта машина тоже в снежно-грязевом «камуфляже» по крышу, салон пыльный, в багажнике не только «запаски» нет — пола тоже, вещи предлагают кидать прямо на железо!
Бачок омывателя опустошен, зарядка для телефона отсутствует. Даже мобильное приложение подглючивает похоже на Car5. Хотя интерфейс «Каренды» неплох, особенно порадовало меню оценки автомобиля со шпаргалкой (что именно смотреть перед стартом аренды) и возможностью загрузить фото повреждений. Из других бонусов — полный бак топлива и щетка для снега.
Но недочеты сервису Carenda прощаешь за разумные цены. Аренда Ravon R2 стоит всего 5 рублей/минута. Поэтому на финише со счета списали лишь 203 рубля. Правда, узнаешь об этом по факту: в дороге система отмеряет минуты-секунды, не показывая при этом стоимость проезда — приходится пересчитывать.
Кино закончилось поздно, метро вот-вот закроется. Проблема! Потому как каршеринговые автомобили, видимо, разъехались в спальные районы вместе с офисными сотрудниками. Судя по карте, до ближайшей машины пешком почти полчаса. И каково же было удивление, когда приложение YouDrive отказалось забронировать Smart forfour turbo — оказывается, управлять им доверено только продвинутым (читай — постоянным) пользователям какого-то «1 уровня».
Пришлось топать по морозу в ночи еще некоторое время. И снова попался Ravon R2 от «Каренды» — чуть менее запачканный, с канистрой омывайки, но уже без щетки. Этой машине выпала миссия доказать состоятельность каршеринга на дальних маршрутах. Цель — сгонять в Одинцово и вернуться на север Москвы. Важный момент, прежде чем ехать на «поминутной» машине в область, уточните правила оператора. Carenda, например, разрешает удаляться от МКАД максимум на 20 км.
Итоговый счет впечатлил. За аренду R2 списали 483 рубля — в четыре (!) раза дешевле такси. Притом маленький Ravon вовсе не убог. Юркий хэтчбек с 1,2-литровым двигателем на 85 сил и классическим четырехступенчатым автоматом везет бодро и довольно плавно — во многом R2 комфортабельнее того же «Смарта». В упрек «узбеку» с корнями Chevrolet поставлю разве что отсутствие подогрева сидений. Но в остальном Carenda пока видится оптимальной компанией-лоукостером столичного каршеринга.
Каршеринг | Такси |
---|---|
623 рубля (Mercedes-Benz CLA 200 от BelkaBlack) | от 474 рублей |
203 рубля (Ravon R2 от Carenda) | 512 рублей |
483 рубля (Ravon R2 от Carenda) | 1641 рубль |
Итого | |
1309 рублей | 2627 рублей |
День пятый
Пятница. Сегодня в компании тимбилдинг, перетекающий в корпоративный праздник. Значит, вечером домой за рулем не поедешь. В таких случаях каршеринг очень удобен — не надо мучиться в общественном транспорте или думать о том, куда деть личную машину и как потом ее забирать.
Другое дело, что из Отрадного на Садовое кольцо к Курскому вокзалу придется пробиваться в утренний час-пик. Такси предлагает поехать за 592 рубля. Смотрю каршеринговую карту — рядом с домом нашелся прокатный автомобиль. Причем не самый распространенный — китайский Lifan X50 оператора Lifcar.
Тариф гуманный — 6 руб./мин. В соседнем дворе меня встречает чистенький X50 с опрятным салоном и даже аккуратно сложенным в багажник набором автомобилиста (!): помимо щетки, это огнетушитель, аптечка, аварийный знак. Не думал, что удивлюсь этим необходимым для безопасности вещам, но почти за неделю использования каршеринга они попались впервые. Так что де-юре большинство прокатных машин попадают под п. 7.7 «Переченя неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
Мобильное приложение Lifcar порой подвисает и регулярно «забывает» пользователя — просит при входе ввести пароль, хотя стоит галочка «запомнить». В остальном интерфейс неплох. Есть даже удобный чек-лист для проверки документов перед выездом.
А вот Lifan выступил неоднозначно. Формат псевдокроссовера для города удачен, движок 1,5 л (103 л.с.) в паре с вариатором везет плавно, но автомобиля со столь неудобным салоном я давно не встречал. Продольная регулировка водительского кресла заедает, закреплено оно слишком высоко, а руль наоборот стоит низко и регулируется только вверх-вниз — этого мало. Педальный узел тесный, комбинация приборов выжигает глаза красной подсветкой, переключатели люфтят, подстаканников нет... На этом фоне издевательством выглядит громадная наклейка на передней панели с вопросом: «Нравится автомобиль?».
Но с главной функцией Lifan справился: довез до места без проблем, сняв со счета 346 рублей. Так что даже по «пробкам», когда движение медленное, каршеринг в очередной раз оказался выгоднее такси. Продолжаю наблюдения.
Каршеринг | Такси |
---|---|
346 рублей (Lifan X50 от Lifcar) | от 592 рублей |
Итого | |
346 рублей | 592 рубля |
День шестой
Суббота — суетной день, состоящий из бесконечных коротких поездок: ребенка в парке выгулять, потом на занятия, следом в торговый центр и тому подобное. В таком беспокойном режиме каршеринг я еще не испытывал.
Рядом с домом второй день подряд обнаружился Lifan X50 оператора Lifcar. Но сегодня машина попалась другая — темного цвета и не такая ухоженная: в птичьем помете, с парой легких царапин и наклейкой службы эвакуации на капоте. Похоже, раньше этим «китайцем» пользовался водитель-беспредельщик. Салон, помимо отломанной декоративной крышки, встретил воткнутым в замок ремнем безопасности (пристегиваться — для слабаков?) и «заначкой» — картонным стаканчиком из-под кофе в боксе центрального подлокотника. Брезгливо убираться за чужим дядей, но это, увы, особенность каршеринга.
В остальном сервис Lifcar снова порадовал. В этом X50 был почти полный бак топлива, омывайка лилась на стекло исправно, в багажнике лежал набор автомобилиста. Правда, от мороза у меня снова внезапно сел смартфон, а в китайские псевдокроссоверы не кладут шнуры. Но, наученный опытом прошлых дней, я начал таскать с собой зарядку — пока едешь, батарейка мобильника наполняется. Так надежнее, чем надеяться на оператора.
В пути X50 с пробегом всего 2300 км неприятно удивил хрустящим и скрипучим интерьером (в довесок к проблемам с эргономикой). Зато снова переиграл такси: поездки с водителем стоили бы от 100 до 200 рублей (смотрите таблицу), а Lifcar обошелся в 40-183. Самым дорогим вышел самый длинный маршрут — и только потому, что, решив заехать за кофе в закусочную с автораздачей, я угодил в «мертвую» очередь — кому-то долго собирали заказ.
В целом же получается, что каршеринг при поездках на короткие дистанции (допустим, дом — метро или станция электрички) без «пробок» по деньгам способен конкурировать не только с такси, но и с общественным транспортом. Другое дело, мне несказанно везло каждый раз находить машину на том месте, где ее оставлял. Сел — поехал, как на своей. Видимо, не слишком раскрученный Lifcar пока не испытывает ажиотажа в клиентах. Но это временно, а потом? Ставить автомобиль на платное ожидание, либо искать другой — и не факт, что из-за этих поисков планы не нарушатся и везде успеешь вовремя. А главное — в каршеринговых машинах нет детских кресел. Хорошо, если ребенок достаточно взрослый, иначе придется таскать за собой громоздкую штуковину. В этом плане с такси проще.
Каршеринг | Такси |
---|---|
183 рубля (Lifan X50 от Lifcar) | от 205 рублей |
40 рублей (Lifan X50 от Lifcar) | от 119 рублей |
65 рублей (Lifan X50 от Lifcar) | от 118 рублей |
64 рубля (Lifan X50 от Lifcar) | от 103 рублей |
74 рубля (Lifan X50 от Lifcar) | от 189 рублей |
Итого | |
426 рублей | 734 рубля |
День седьмой
Воскресенье началось с радостной вести. Оператор Car5 вернул на личный счет 300 рублей, потраченные ранее из своего кармана на заправку каршерингового «Соляриса», да еще накинул сверху бонусом 105. Хоть какая-то компенсация за упущенное время. Жаль, не «живыми» деньгами, а, по сути, баллами, которые разрешено тратить на услуги лишь одной компании.
Дальше была череда коротких поездок, совершить которые снова помог Lifan X50 от Lifcar. И это большая удача — третий день подряд арендовать странный китайский псевдокроссовер, других машин поблизости в выходные не оказывалось вообще! Решив сэкономить, я не пользовался услугой платного ожидания, и все равно автомобиль оставался на парковке даже спустя довольно продолжительное время. Но, очевидно, с ростом популярности каршеринга вообще и сервиса Lifcar в частности такому везению придет конец. А пока Lifan порадовал экономией, в отсутствие «пробок» требуя плату за услуги на уровне общественного транспорта и в 2-3 раза дешевле такси. Подробности в таблице. Тариф Lifcar, напомню, 6 руб./мин.
Расстаться с X50 пришлось у ВДНХ. Прогулявшись по выставке, выхожу в город с другой стороны. А там полно «поминутных» автомобилей в шаговой доступности. Выбираю хэтчбек Ford Fiesta от BelkaCar, помня о положительном опыте общения с премиальным «Мерседесом» BelkaBlack. Предельно дружелюбное к арендатору мобильное приложение снова порадовало, а вот машина... Ладно немытая снаружи — погода не располагает. Хуже, что внутри свинарник: салон «по пояс» в грязи, ремень безопасности защелкнут в замок, крышка розетки отломана, зарядник для телефона не работает, в бачке омывателя ни капли... Багажник выглядел так неопрятно, словно на этой «Фиесте» картошку с овощебазы возили россыпью. А вместо щетки от снега или набора автомобилиста там лежала... детская лопатка! Из приятного — обогрев ветрового стекла и полный бак топлива.
Вообще 105-сильная Fiesta (1.6 л) с шестиступенчатым роботом PowerShift по городу мчит неплохо, а шасси настроено даже с огоньком — реально получаешь удовольствие. Вот только пробег 30,5 тыс. километров каршеринговой машине, похоже, дался нелегко — подвеска неистово скрипит на кочках. В итоге же при тарифе 7 руб./мин. (с учетом скидки для сотрудников Mail.Ru) поездка на «Белке» по маршруту ВДНХ — Отрадное обошлась в 202 рубля против 315 на такси.
Внезапно потребовалось отвезти документы по еще одному адресу, опоздать нельзя, поэтому ставлю «Фиесту» на платное ожидание (2 руб./мин.), бегу домой за ценным грузом — пауза стоила 23 рубля. Движение облегчило банковскую карту еще на 125 рублей (такси просило 209).
Финальная поездка воскресенья стала очередным открытием. Рядом оказался Renault Logan (1,6 л, 102 л.с., 4-ступ. автомат) нового оператора TimCar, который запустился буквально на днях. И это видно — машина совсем свежая, пробег всего 129 км, внутри еще пахнет «новым автомобилем». В баке есть топливо, в бачке омывателя плещется незамерзайка. Но из аксессуаров — только щетка. А запаска в багажнике (хотя, скорее всего, ее там нет) прикрыта фанеркой, варварски прикрученной к кузову саморезами. Но хотя бы не стучит...
Мобильное приложение TimCar — простейшее из тех, что доводилось пробовать. Никаких сложных операций: забронировал, подошел к машине, тебя спросили «нравится — не нравится» и всё — можно ехать! Лишь по завершении аренды надо сделать фотографию автомобиля. Вопрос только к цене. Обидно отдавать по 7 руб./мин. за простенький Logan без обогрева сидений и с ручной регулировкой зеркал. Спасибо хоть музыку поставили. Впрочем, итоговый счет в 147 рублей все равно оказался меньше тех 200, что просили извозчики.
А завтра меня ждет командировка: попробуем доехать в аэропорт на каршеринге.
Каршеринг | Такси |
---|---|
73 рубля (Lifan X50 от Lifcar) | от 158 рублей |
52 рубля (Lifan X50 от Lifcar) | от 159 рублей |
104 рубля (Lifan X50 от Lifcar) | от 274 рублей |
202 рубля (Ford Fiesta от BelkaCar) | от 315 рублей |
23 рубля (ожидание Ford Fiesta от BelkaCar) | 0 |
125 рублей (Ford Fiesta от BelkaCar) | от 209 рублей |
147 рублей (Renault Logan от TimCar) | от 200 рублей |
Итого | |
726 рублей | 1315 рублей |
Дни восемь и девять
Вчера улетел в командировку. Завершать аренду в аэропорту Шереметьево разрешают пока пять операторов каршеринга: «Делимобиль», BelkaCar, Lifcar, Anytime и Car5. Вокруг дома были запаркованы несколько машин, но ближе других — делимобилевский Hyundai Solaris. Минут десять прогулки под снегом с утяжелителем в виде чемодана, утыкаюсь в сугроб. Щетки внутри, как водится, нет — опять расчищаю кузов перчатками. Вообще от всех этих каршеринговых операций на холоде (в первую очередь, с телефоном) дико мерзнут руки, рискуешь получить обморожение.
Зато автомобиль оказался свежим — не чета потертому делимобилевскому «Солярису» с оторванной обшивкой потолка, на котором довелось поездить в первый день эксперимента. Сегодня попался седан второго поколения с пробегом 4700 км, мотором 1,4 л (100 л.с.) и автоматом. Кузов целый, салон опрятный. А в багажник оператор заботливо положил огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки. Фанера, прикрывающая нишу «запаски», уже не просто валяется, а закреплена. Правда, саморезами к кузову, как у вчерашнего «Логана» от TimCar.
Из интересного: вместо ручек задних механических стеклоподъемников поставили заглушки. Видимо, «весла» часто отламывают не в меру сильные или невнимательные пассажиры. Но теперь задние окна вообще не откроешь. Спорный момент.
Бачок с незамерзайкой пуст, хотя в снегопад это не так актуально, можно ехать. На въезде в аэропорт один путь — к терминалу D. Только там разрешено оставлять делимобилевские машины. Операция простая: на въезде у шлагбаума надо взять единый для всех талон, забраться на второй этаж крытого паркинга и по указателям найти фирменные ячейки. Промахнуться сложно, над ними висит яркий плакат. На этом все: билет оставляем внутри, завершаем аренду и по крытому переходу идем в терминал — стоянка входит в стоимость каршеринга. Удобно — срок отъезда значения не имеет. И недорого. «Делимобиль» снял со счета 343 рубля, в то время как такси Отрадное — Шереметьево в этот день стоило от 649 рублей.
Возвращаюсь на следующий день в 5 утра с тревогой. Будут ли машины на парковке терминала? Полно! С десяток вариантов от разных операторов. Тогда отправимся домой с комфортом, бронирую премиальный Mercedes-Benz GLA 200 — сотня немецких 150-сильных кроссоверов с роботизированными коробками недавно пополнила парк BelkaBlack. Тариф аналогичен модели CLA 200, на которой я уже успел поездить, — 15 руб/мин (с учетом корпоративной скидки Mail.Ru).
Парковка «Белки» в «Шереметьево» не такая нарядная, как у «Делимобиля», и расположена в самом дальнем углу, зато оба ожидающих там GLA 200 действительно с иголочки: чистенькие, пробег на «моей» машине ничтожные 23 км, в багажнике — щетка от снега с магазинной биркой, а вот назначение картонки осталось загадкой. Похоже, забыли убрать.
Заехать в аэропорт на каршеринговом автомобиле просто, выехать — сложнее. Надо взять документы на машину, талон, сходить к администратору парковки, расписаться в журнале, получить новый билет для шлагбаумов. Потраченное время, разумеется, за ваш счет — перед стартом аренды эту процедуру проделать нельзя. Мелочь, но неприятно.
В итоге поездка на «Мерседесе» стоила 630 рублей — и это чуть дороже такси, которое ранним утром готово было отвезти меня за 603 рубля. Что еще раз подтверждает: премиальный каршеринг не об экономии — это опция для любителей престижа и комфорта. Хотя GLA 200 слишком пафосным не назовешь. У него, к примеру, есть электропривод багажника, но нет полного привода, вместо климат-контроля — обычный кондиционер, а салон тканевый. И все же ехать на свежей, чистой машине куда приятнее.
Каршеринг | Такси |
---|---|
В аэропорт 343 рубля (Hyundai Solaris от «Делимобиля») | от 649 рублей |
Из аэропорта 630 рублей (Mercedes-Benz GLA 200 от BelkaBlack) | от 603 рублей |
Итого | |
973 рубля | 1252 рубля |
Итоги и лайфхаки
11 дней я прожил без личного автомобиля, отдавшись московскому каршерингу. Эксперимент закончился, и, пожалуй, главный результат такой — продавать свою машину пока рано. И вот почему
-
Перемещаться по столице только на транспорте поминутной аренды уже сейчас вполне реально. За без малого две недели лишь однажды мне не посчастливилось спуститься в метро. Но важно понимать — это не жизнь, а выживание с элементами квеста и непредсказуемыми событиями в стиле «повезет — не повезет».
- До каршерингового автомобиля обычно приходится топать пешком минут 10-15, однако это средняя температура по больнице. Никогда нельзя с уверенностью сказать, сколько времени уйдет на поиск свободных колес.
- Если машина близко, еще не факт, что она придется по вкусу и будет способна тронуться с места. На парковке может ожидать как чистенький «Солярис» почти без пробега, так и ушатанный в хлам автомобиль со спущенной шиной.
- Пока прокатный автопарк более-менее свежий, вероятность нарваться на откровенную рухлядь невысокая. И все же не рекомендую каршеринг людям брезгливым. Дело даже не в мелких внешних повреждениях вроде царапин на бортах и бамперах. В автомобиле поминутной аренды очень явно ощущаешь, что его руль трогали тысячи рук, а сиденье протирали сотни чужих штанов. Один человек сравнил такую машину с унитазом в общественном туалете — грубо, но правда в этом есть.
- Каршеринг — страшный сон пунктуального человека. Точно спрогнозировать время прибытия с учетом специфики нового вида транспорта почти невозможно. Проще привыкнуть к заторам на дорогах, делая на них поправки. А уж метро в плане расчета длительности движения вообще вне конкуренции — там все прозрачно.
- Единых законов каршеринга в Москве нет. Поэтому придется учить правила каждого оператора: где разрешено завершать аренду (платные парковки включены не всегда!), куда можно ездить, как бронировать, заправлять, фиксировать повреждения. За проступки — денежные штрафы.
- Каршеринг — не такси. Рулить надо самому и отвечать за действия тоже. Условия страхования разные, но общее правило таково — авария по вине арендатора карается рублем, обычно требуют компенсацию в несколько десятков тысяч рублей. Полное каско возможно, равно как страхование жизни, но минута движения в таком случае стоит дороже.
- Огнетушители, знаки аварийной остановки, аптечки в «поминутных» автомобилях редкость (ибо воруют). Гаишники об этом знают, поэтому уделяют каршерингу больше внимания. Остановки, разбирательства ложатся на арендатора. Счетчик в этом случае не останавливается.
- В самом плохом варианте придется объясняться с правоохранительными органами по-серьезному, если предыдущий пользователь, например, «забыл» в машине что-то нехорошее вроде наркотиков. Все закоулки не осмотришь, вероятность подставы, увы, не исключена.
- Пользователь каршеринга четко понимает: время — деньги. За рулем сложно расслабиться, чаще едешь как на иголках. А такая обстановка провоцирует на рискованные, а иногда опасные действия. Штрафы оплачивает водитель, хотя не факт, что квитанция дойдет до нарушителя. Ради эксперимента слегка превысил скорость под камерой на пустой ночной улице — больше недели прошло, санкций оператора не последовало.
Другое дело, что каршеринг пора признать полноценным видом альтернативного городского транспорта. На коротких маршрутах при пустых дорогах стоимость поминутной аренды автомобиля (если не брать премиальные тарифы) сопоставима с ценой поездки на автобусе или метро. При этом рулить самому почти всегда в 1,5-2 раза выгоднее, чем заказывать такси. А раз есть выгода, мы подготовили пользователям-новичкам несколько полезных советов, делающих общение с системой каршеринга проще.
- Не существует «лучшего» или «универсального» оператора. Поэтому резонно зарегистрироваться во всех доступных компаниях. Много времени не займет, зато вероятность найти поблизости свободную машину вырастет в разы.
- Возьмите за правило иметь в кармане телефонную зарядку. Без смартфона управление каршеринговым автомобилем невозможно, фирменные шнуры есть не везде и часто не работают.
- Если подошли к машине до окончания бесплатной брони (20, реже 10 минут), используйте остаток времени для внешнего осмотра и поиска повреждений. Когда система затем предложит сделать это сама, у вас будет еще 3-7 бесплатных минут на выбор посадки за рулем, настройку зеркал, изучение органов управления.
- Когда на улице снегопад или грязь, закладывайте время на чистку кузова от снега и покупку незамерзайки. Зачастую в «поминутных» машинах нет ни щетки, ни канистры. В итоге аренда обходится дороже, чем в ясную погоду.
- По возможности не берите в аренду автомобиль с низким уровнем топлива. Процесс заправки обычно построен неудобно, а компенсация за визит на АЗС не всегда выгодная.
- Учтите, детские кресла и держатели для смартфонов в каршеринговых машинах нам не попадались.
- Центральный замок из салона срабатывает не на всех машинах. Следите за этим, иначе на остановке воришки-барсеточники могут открыть дверь и стянуть что-нибудь.
- Если автомобиль нужен надолго, разумно сразу купить сутки аренды или несколько часов — такие пакеты есть у многих операторов.
- Заведите для оплаты каршеринга отдельный счет с небольшой суммой — банковскую карту придется привязать к системе, так что имеет смысл обезопасить себя от виртуальных мошенников.